Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов
Задачи урока:
Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2. Контроль ЗУН
Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов. Сплавы”.
Работа по группам. Класс делится на 3 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп может быть следующее:
Задание для группы № 1
Написание мини – теста с открытым вариантом ответа. Один ученик работает у доски (но до момента проверки его ответы не видны классу), остальные обучающиеся группы выполняют работу в тетрадях.
Варианты вопросов:
Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
Тип химической связи в металлах? (металлическая);
Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
Самый легкий металл? (литий);
Лучшие проводники электричества среди металлов? (серебро и медь);
Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
Задание для группы № 2
Решение задачи по теме “Сплавы”:
На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.
Задание для группы № 3.
Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.
На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.
3. Формирование новых знаний.
Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):
Мы должны к заключению урока:
знать общие химические свойства металлов;
уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
получить навыки проведения химических реакций.
Актуально задать обучающимся вопрос: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”
При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.
Химические свойства металлов
Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.
1. Взаимодействуют с неметаллами.
Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.
2. Взаимодействие с водой.
С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2
Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
3. Взаимодействие с кислотами
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Полученная соль должна быть растворимой;
Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.
Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.
2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4. Взаимодействие с солями
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы
Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:
Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu
Общий вывод по этапу формирование новых знаний:
Металлы вступают в реакцию:
(с учетом условий)
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
4. Закрепление изученного материала
На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.
Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.
5. Подведение итогов (рефлексия)
А) Что я узнал о химических свойствах металлов?
Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?
В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?
6. Домашнее задание с комментариями