Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Статья Как помогает технология индивидуально-ориентированной системы обучения преодолеть барьер в общении

Добавлено: 2018.05.02
Просмотров: 29

Бурматова Татьяна Георгиевна, учитель химии

Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других –
вот залог счастья и успеха в любой области деятельности .
Г. Селье.

Перед образованием стоит задача воспитания людей самостоятельных, умеющих думать и активно действовать. Образование должно формировать общественные нравственные ценности, способы организации деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были успешными в учебной деятельности. А какого ученика можно считать успешным? Такого, который умеет определить цель, спланировать свою работу, действовать по плану, оценивать свои умения, владеть коммуникативными навыками общения.

А для этого надо создавать условия, при которых ученики могли бы получить знания прочные и без ущерба для здоровья, научились организовывать свой труд.

Использовать алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, приобрели умения четко распределять свое время, соизмерять свои возможности преодолевать барьер в общении с другими. А важным фактором является рассмотрение общения в системе субъект- субъектных отношений.

Технология индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) способствует успешности каждого ребенка в зависимости от его индивидуальности. Внедряя технологию ИОСО , мы можем увидеть, что ученики приобретают ценности, с которыми станут увереннее в жизни: уметь учиться, уметь работать, умет жить в ладу с самим собой и со всеми людьми.

Наиболее и особо важным для меня, учителя работающего по технологии ИОСО, является создание на занятиях атмосферы, позволяющей каждому ребенку свободно высказывать различные гипотезы, искать способы решения тех или иных познавательных проблем, получать положительную эмоциональную поддержку от других, чтобы дети вступали в общение со сверстниками и проявляли себя как личность.

По моему мнению, главный залог успеха учителей, работающих по ИОСО – ежеурочная организация работы в группе, так как для развития общения более подходит использование групповой работы на индивидуально-ориентированных учебных занятиях ( ИОУЗ), где взаимодействие между членами группы должно быть необходимо. Задания для групповой работы должно быть таким, чтобы выполнить его можно было только вместе.

Когда учащиеся научатся рационально использовать время, отведенное на групповую деятельность, обучение станет эффективным, будет происходить понимание учебного материала.

При работе группы обязательно обозначаются две позиции:

Первый -руководитель группы, который в начале работы организует процесс «договаривания» о способе работы.
Второй -ответственный за понимание, который следит за тем, чтобы в группе осуществлялась понимающая коммуникация.

При такой работе должно присутствовать групповое обсуждение, на котором обязательно высказывается каждый член группы.

«Задачей же всех участников процесса обучения, становится создание «понимающей среды», среды, насыщенной приемами, средствами и способами организации понимания каждого» (1).

Большая часть программы, при организации групповой работы, осваивается учениками совместно в аудиторное время. Исчезает необходимость перемены по регламенту, учащиеся стали отдыхать в удобный момент по мере усталости.

При внедрении технологии ИОСО можно подобрать различные подходы к организации работы, например методику взаимообмена заданиями. Ученики , выполнившие свои задания, объединяются в сводную группу, выполняют задания нового типа. Для ведения учета и координации работы класса составляется «экран учета» где записывается номер, имя ученика, все разделы темы.

При такой организации работы: одни ученики могут изучать, другие в это время могут сдавать свою тему, третьи – обучать других учащихся.

Ученик, окончивший изучение темы сдает тематический зачет. Зачет принимает либо учитель, либо ученик, знающий хорошо эту тему.

В своей практике использую еще такой прием при групповом повторении ранее изученного материала.

Ученик, выбравший третий уровень, соответствующий оценке «отлично» по собственному желанию демонстрирует свой ответ одноклассникам, а те , задавая уточняющие вопросы, оценивают в свою очередь, результаты его деятельности. Смысл такого приема заключается в том, что во время ответа одноклассника меняется позиция остальных членов группы – она становится активной. (2, стр.45.).

Каждый мысленно сравнивает свои знания, со знаниями отвечающего, вносит в них свои коррективы, учатся умению задавать вопросы по существу дела, тем самым оформляют свой ответ. Три члена группы в зависимости от выбранного уровня демонстрируют свои ответы одноклассникам.

«Каждый, из слушающих в это время сравнивает свой ответ, согласно выбранному им уровню, получает возможность видеть преимущества более высоких уровней ответов или наоборот, и удовлетворить свои притязания на успешность» (2, стр. 45.).

В результате проведенных занятий, дети стали отвечать на уроках смелее, активнее, преодолевать барьер в общении, доброжелательно анализировать ответы одноклассников.

Данная технология дает возможность каждому ученику, в меру своих способностей, поучаствовать в познавательном процессе и открыть для себя новые рубежи.

Работая по технологии ИОСО, могу сказать, что большая часть учащихся вышла на творческий уровень усвоения знаний, у детей появляется интерес к самому процессу учения, причем дети учатся оценивать свою работу, своих товарищей, дают практические советы.

Школьнику будет легче и приятнее учиться. У ученика появится интерес, осуществится связь с жизнью, будет развиваться сосредоточенность, умение пересказывать своими словами.

Литература:

  1. М.В.Минова. Достижение- определить проблему. Красноярск, 2006 г.
  2. А.А.Ярулов. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Красноярск, 2003 г.

Урок химии в 8-м классе

Тема урока: Ковалентная неполярная химическая связь

Цель: познакомить учащихся с ковалентной химической связью, научить их записывать схемы образования ковалентной неполярной химической связи. Сформировать понятие о кратности ковалентной связи,

Наглядность и вспомогательные материалы: компьютеры, презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока:

I. Психологический настрой на деятельность (слайд № 1, 2).

II. Изучение нового материала. Урок-лекция.

1. Беседа с учащимися.

На прошлом уроке мы изучали химическую связь.

Как этот тип связи называется? (ионная)

Между какими химическими элементами возникает эта связь?

Проблема? А каким образом возникает химическая связь между одинаковыми атомами неметаллов, например Н22, N2, F2.

Попробуем решить эту проблему.

В какой форме представлен атом?

(Слайд № 3)

Очевидно, что каждый из атомов одного и того же элемента будет в равной мере стремиться получить недостающие до завершения внешнего слоя электронов

Как же разрешается это стремление?

И вот единственный способ сделать непарные внешние электроны общими для обоих атомов.

Теперь посмотрим: как определить количество неспаренных электронов?

Есть старый классический метод 8-N

N-номер группы, где находится химический элемент,

8 - состояние завершенности.

Записываем Н, О, N, F.

(Слайд №4)

2. Схемы образования ковалентной неполярной химической связи

Как это происходит? (Слайд № 5)

Пара точек обозначает связь

(Слайд №5) (Слайд №6)

Итак мы познакомились с двумя видами связи (ионная и ковалентная)

Какая вам связь больше нравиться?

У нас есть возможность их сравнить.

(Слайд №7)

3. Работа в группах.

Задание.Чем отличается связь в соединениях?

Первая группа - H2 и HCI

Вторая группа - CaO и H2

Третья группа Н2 и О2

4. Индивидуальная работа.

Выполнить тест.