Цель урока: познакомить с понятием обмена данными через буфер обмена; познакомить с понятием обмена данными по технологии OLE.
Задачи урока:
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Урок сопровождается демонстрацией презентации (Приложение_1).
Ответить на вопросы (слайд 1):
Сообщение темы и цели урока (слайд 2).
1. Для чего нужен обмен данными.
Под обменом данными понимают их передачу от одного объекта другому. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а иногда создаются новые объекты.
Такими объектами могут быть приложения, папки, документы, а передаваемые данные – документы или их фрагменты, файлы, папки. Так в результате копирования файла или папки, появляются их копии. Вследствие обмена данными между приложениями создаются составные документы, отдельные части которых были созданы в разных приложениях.
Составной документ – документ, в котором объединены данные, созданные в разных приложениях (слайд 3).
Например, в текст, созданный в приложении Word можно включить изображение, нарисованное в графическом редакторе Paint. В результате появляется составной документ, включающий данные разного типа, созданные в различных программах. Когда мы откроем текстовый документ, являющийся главным, подключаются все связанные с ним объекты, созданные в других приложениях.
Обмен данными в среде Windows осуществляется (слайд 4):
2. Обмен данными путём перетаскивания объектов мышью.
(Учащиеся хорошо знакомы с данной технологией, поэтому они сами могут сформулировать эту технологию.)
Когда объекты близко расположены друг к другу можно организовать обмен данными путём перетаскивания мышью, например, страницы одного документа или окна папок.
Технология приёма:
Если при перетаскивании объекта удерживать клавишу <Ctrl> происходит копирование объекта.
3. Обмен данными через буфер обмена (слайд 6).
Для обмена данными в Windows выделяется область памяти, в которую можно поместить объект, а затем извлечь его оттуда. Эта область памяти называется буфером обмена (англ. Clipboard). В буфер обмена можно поместить любой объект Windows.
При обмене данными через буфер обмена (слайд 7):
Вставить объект можно в любое количество приложение, если в буфер обмена объект попал с помощью команд Правка – Копировать (слайд 8).
Такой способ обмена данными годиться в том случае, если нет необходимости редактировать вставленный объект.
4. Обмен данными по технологии OLE.
Более гибкий способ обмена данными между приложениями Windows является технология OLE – Object Linking and Embedding, что означает «связывание и внедрение объектов». Эта технология позволяет устанавливать связь объекта с приложением, в котором оно было создано (слайд 9).
Объект OLE – любые данные: текстовые, графические, звуковые и т. д., которые создаются каждый в своём приложении, а затем включаются с составной документ. В нашем примере – это рисунок.
Рассмотрим технологию OLE на примере создания составного документа на основе текста, созданного в приложении Word, в который вставляется рисунок из приложения Paint.
Можно ввести следующие понятия:
Источник – приложение, средствами которого создаётся объект OLE-рисунок. В нашем примере это программа для создания графических приложений Paint.
Приёмник – приложение, которое принимает объект OLE. В нашем примере это программа для создания текстовых документов Word.
Технология связывания объекта с приложением-источником (слайды 10, 11, 12):
При связывании объект OLE находится в документе-источнике, а приложение-приёмник содержит информацию о том, где следует искать объект. Поэтому при редактировании объекта OLE в исходном приложении эти изменения отражаются и в документе-приёмнике.
Подведение итогов:
Для закрепления данной темы мы выполним практическую работу.
Учащимся выдаётся инструкционная карта выполнения задания (Приложение_2). Учащиеся используют файлы – заготовки, расположенные на дисках ученических компьютеров (Приложение_3 – файл с исходными текстами загадок, Приложение_4 – файл с картинками – отгадками к загадкам).
Цель практической работы: исследовать все три технологии, сравнить их.
Используя инструкционную карту по выполнению практической работы создать составной документ «Обмен данными», в котором представьте загадки и отгадки к ним в виде рисунков. Исследовать надо все три способа обмена данными, поэтому картинок меньше, чем загадок, к одной загадке надо нарисовать картинку-отгадку с помощью графического редактора Paint. В тетради сделать вывод: в каких случаях удобно пользоваться технологией перетаскивания, когда лучше технология OLE, а когда использование через буфер обмена. Укажите достоинства и недостатки каждого метода.
Домашнее задание: § 14.7
Литература: