Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Методическая разработка урока по химии Простые вещества – неметаллы

Добавлено: 2018.04.01
Просмотров: 43

Гусева Татьяна Ивановна, учитель химии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,87 МБ)


Методическая информация

Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Познакомить учащихся с формами существования химических элементов – неметаллов (атом, простое вещество)
Название учебного пособия и образовательной программы Габриелян, О. С. Химия.8 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Программа “Курс химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений” ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010)
Название темы и раздела учебного курса Раздел учебного курса: Простые вещества.
Название темы: Простые вещества-неметаллы
Класс 8
Задачи урока Задачи:

а) Обучающие:

  • Повторить особенности строения атомов неметаллов, положение неметаллов в Периодической таблице.
  • Познакомить с физическими свойствами неметаллов.
  • Рассмотреть аллотропию кислорода, углерода, фосфора.

б) Развивающие:

  • Продолжать формирование познавательного интереса к предмету.
  • Развивать информационную культуру (при просмотре слайдовой презентации)
  • Продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации (при выполнении интерактивных тестовых заданий).
  • Развивать наблюдательность, память (при просмотре презентации, при изучении материала в учебнике).
  • Совершенствовать навыки изложения мыслей

в) Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Развивать коммуникативные качества.
  • Учить быть доброжелательным, деликатным по отношению друг к другу
  • Учить быть дисциплинированным, внимательным при организации учебного труда.

г) Здоровьесберегающие:

  • Выстроить модель здоровьесберегающего урока
  • Организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока К концу урока каждый учащийся должен

знать:

  • характеристику свойств элементов – неметаллов
  • характеристику свойств простых веществ- неметаллов

понимать:

  • смысл понятия аллотропии
Необходимое оборудование и материалы
  • Слайдовые презентации (Power Point 2007)
  • Интерактивные тесты (приложение № 4)
  • Мультимедиопроектор, компьютер
  • Ноутбук– на каждую парту
  • Коллекция неметаллов – на каждую парту
  • Смесь серы и железных опилок, магнит – на каждую парту

Ход урока

№ слай-да Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель:

– Все кто меня видит, посмотрите на меня.
– Все кто меня видит и слышит – Здравствуйте! Присаживайтесь!

Приветствуют учителя.
1 Знакомит с девизом урока
2–3 Учитель предлагает, открыт учебник на странице 73.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Познакомьтесь с разделами параграфа.
– Обратите внимание на ключевые слова и словосочетания
– Прочтите все определения, которые есть в параграфе.
– Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Учащиеся знакомятся с § 14, обращают внимание на название параграфа, на ключевые слова отвечают на вопросы, формулируют тему урока
Тема формулируется совместно с учащимися. Создана конкретная ситуация, позволяющая учащимся выйти на основное содержание урока, осознать смысл овладения этим материалом, зародить интерес к изучаемому предмету. Все это позволяет сформировать познавательные мотивы у учеников.
4 Знакомит со знаниями, умениями, навыками, которые должны приобрести ученики в ходе урока

2. Операционно-исполнительский этап

5 Предлагает выполнить интерактивный тест на ноутбуках (презентация № 2) Учащиеся работают с тестом по парам.
Данный тест составлен по шаблону Ушаковой Н.В. Учащиеся по парам выполняют тест (использован триггер). Тест состоит из десяти вопросов с 4 вариантами ответов по каждому вопросу. При правильном ответе на номере вопроса появляется знак “+”, при неправильном знак “-”. Если учащиеся ответили неправильно, а потом наугад нашли правильный ответ, то знак “-” уже никуда не денется, т.е. к концу работу будет видно количество правильных и неправильных ответов
6–7 – Определите общее количество неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева (используя учебник стр. 73)
– Определите положение неметаллов относительно диагонали В --- Аt
– Перечислите элементы VIIA группы
– Перечислите элементы VIIIA группы
Работают с учебником, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь определение терминов – галогены и благородные или инертные газы
8–10 Определите: число протонов, число электронов, число нейтронов в частицах, изображенных на слайде.
Среди представленных схем строения атома, найдите те, которые соответствуют неметаллам
Выполняют работу в тетради.
Проверяют работы по слайду.
Приходят к выводу:
Атомы неметаллов на внешнем энергетическом уровне содержат 4-7е-, инертные газы – 8е – завершенный уровень. Самые активные неметаллы – галогены, так как имеют на внешнем энергетическом уровне 7е-.
11–12 Проведение оздоровительной паузы по офтальмологическому тренажеру Учащиеся водят глазами за указкой учителя и проговаривают вслух химические знаки неметаллов
На данном этапе урока преследуется две цели: гимнастика для глаз и запоминание химических символов неметаллов.
Предлагает познакомиться с презентацией № 3 “VIIIA группа” и ответить вопросы:

Какие элементы относятся к инертным газам?
Почему молекулы одноатомные?
Физические свойства инертных газов при н.у.
Газ, которым заполняют аэростаты.
Какие газы использую для заполнения ламп?
Где применяется аргон?

Знакомятся с презентацией, находят ответы на вопросы.
Вопросы заранее выданы на каждую парту, учащиеся работают в течение урока по парам. Обсуждают ответы на вопросы между собой. Затем идет фронтальный опрос по данным вопросам.
13 1. Сравните простые вещества – металлы и неметаллы по плану:
  • Агрегатное состояние
  • Металлический блеск
  • Электро- и теплопроводность
  • Пластичность

2. Рассмотрите выданную коллекцию неметаллов
3. Приготовьте устный отчет о физических свойствах неметаллов

Работают с коллекцией, с учебником.

Дают устный отчет о физических свойствах простых веществ.

14 Лабораторный опыт

1. Разделите выданные образцы веществ на металлы и неметаллы
2. Разделите смесь серы и железных опилок

Выполняют лабораторный опыт
15 Подводит итог по физическим свойствам,на слайде демонстрирует графит, йод, бром.
16 Проведение оздоровительной паузы И.п. – основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в и.п. (Хорошо растянуть позвоночник.)

Повороты головы влево, вправо.

Предлагает познакомиться с презентацией № 4 “Аллотропия” и ответить вопросы.

1-я группа:

1. Назовите аллотропные модификации кислорода.
2. В чем причина аллотропии кислорода?
3. Физические свойства кислорода и озона.

2-я группа:

1. Назовите аллотропные модификации углерода.
2. В чем причина аллотропии углерода?
3.Физические свойства алмаза и графита

3-я группа:

1. Назовите аллотропные модификации фосфора
2.В чем причина аллотропии фосфора?
3. Физические свойства красного и белого фосфора

Работают по парам. Знакомятся с презентацией, находят ответы на вопросы. Затем отвечают на вопросы.
Вопросы заранее выданы на каждую парту.
3. Оценочно-рефлексивный этап
17–21 Фронтальный опрос по слайдам 17–21 Отвечают на вопросы
22 Проверьте свои знания. Решают интерактивный тест – презентация № 5
Тест составлен в программе PowerPoint с помощью гиперссылок. Вопросы составлены, согласно теме урока. Тест использован для закрепления учебного материала. Состоит из восьми вопросов с 4 вариантами ответов по каждому вопросу. В конце работы учащийся получает оценку.
Домашнее задание. Подведение итогов
23 Учитель подводит итог урока. Выставляет оценки. Комментирует домашнее задание.
На заключительной стадии урока учитель предлагает учащимся завершить фразу:
“Сегодня на уроке я узнал, что…, этому способствовало…”
Записывают домашнее задание.
Подводят итог, что они узнали на уроке.
В завершение урока учащиеся имеют возможность высказаться и задать вопросы.
Организация внутренней оценочной деятельности и внешней рефлексии собственной учебной деятельности дает уверенность, удовлетворенность результатами труда, формирует адекватную самооценку. Учитель комментирует домашнее задание, дает рекомендации. Спокойное завершение урока является желательным с точки зрения технологии здоровьесбережения.

Литература

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Врублевский А.И., Баоковский Е.В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф:Айрис-пресс, 1999.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  5. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Инж. Рюмин В.В. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. – Ленинград: Издательство “Время”, 1927.
  7. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. – М.: Высш. школа, 1993.

Интернет-ресурсы

  1. Издательство “Просвещение”: http://www.prosv.ru/
  2. “Просвещение-МЕДИА”: http://www.pmedia.ru/ru
  3. Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса “1С: Образование”: http://edu.1c.ru/
  4. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

x