Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Гармоничное развитие личности учащихся методом развития силовых качеств и национальными компонентами физического воспитания

Добавлено: 2018.03.27
Просмотров: 51

Михайлов Иоганн Ионович, учитель физической культуры

С давних времен упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей. Сильных людей любили в любом народе. Народ в них видел надежных защитников и добродетелей. О них слагались легенды. Изменились времена, изменились ценности и традиции народа. Меняется и отношение к физической силе как одному из основных достоинств мужчины. Изменения эти происходят, к сожалению, не в лучшую сторону. Медицинская статистика констатирует: до 35% учащейся молодежи имеют нарушения осанки (сколиозы) в основном из-за слабости мышц спины. Процент призывников не пригодных к службе в армии по состоянию здоровья и физической подготовленности приближается к критическому. Огромное количество молодых людей и взрослых мужчин получают травмы позвоночника при неправильном обращении с тяжестями в быту, которые нередко приводят к инвалидности. А происходит это из-за того, что люди не умеют обращаться с тяжелыми предметами.

В настоящее время, когда агрессивность проявляется как обыденное явление, остро стоит вопрос о воспитании нашей молодежи. Одним из перспективных видов спорта, по нашему мнению, способствующим развитию нравственных качеств личности является гиревой спорт. Доступность гиревого спорта широкому кругу занимающихся в сочетании с высокой действенностью в решении задач укрепления здоровья, физического развития и роста показателей двигательной подготовленности позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств физического воспитания молодежи. В связи с выходом гиревого спорта на международную арену приобрели актуальность и вопросы подготовки гиревиков высокого класса, способных достойно представить нашу страну на крупнейших соревнованиях.

Упражнения с гирями просты и доступны. Осваиваются легко и быстро. Разнообразие упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и с высокой плотностью. В процессе занятий воспитываются необходимые физические качества: сила, силовая выносливость, высокая физическая работоспособность; формируется осанка и красивое телосложение. Уже впервые месяцы занятий занимающиеся овладевают жизненно важными умениями и навыками правильного обращения с тяжестями, что на всю жизнь страхует их от травм позвоночника. Правильные регулярные занятия с гирями благоприятно воздействуют на мышечную, сердечно - сосудистую, дыхательную, костную и нервную системы, повышают функциональные возможности организма.

В нашей республике гиревой спорт пользуется популярностью пока, к сожалению, не в том масштабе, как восточные единоборства или борьба. Но, тем не менее, можно сказать, что в Республике Саха (Якутия) есть все предпосылки для развития гиревого спорта (занимается определенное количество спортсменов-гиревиков, регулярно проводятся соревнования энтузиастами тренерами).

Решение проблемы вовлечения населения в занятия гиревым спортом и проблемы повышения спортивного мастерства гиревиков напрямую связаны с совершенствованием, как техники соревновательных упражнений, так и методики технической подготовки.

Система занятий по гиревому спорту в нашем регионе имеет свои особенности. Результаты экспериментов, проведенные Якутским Государственным университетом (Н.К. Шамаев) показали, что коренные жители Севера отстают по некоторым параметрам скоростно-силовых качеств от своих сверстников живущих в России.

Для устранения упомянутых пробелов, в систему занятий по общефизической подготовке в рамках педагогического эксперимента под руководством Н.К. Шамаева были внедрены якутские национальные прыжки: "кылыы" - прыжки в длину на одной ноге, "ыстанга" - прыжки с ногу на ногу, "куобах" - прыжки на двух ногах.

Эти упражнения включались частично в разминочную часть и в пределах 40-50% составляли основную часть занятий. Предлагались серии многократных темповых прыжков по длине или по диагонали спортзала. Часто внедрялись элементы состязательности по семи, девяти, или одиннадцатикратным прыжкам. Также изучались приемы якутской национальной борьбы "хапсагай" и устраивались 2-3-минутные парные схватки с подбором разных партнеров. В результате таких занятий появляются значительные сдвиги в скоростно-силовых показателях занимающихся, в развитии общей выносливости, в укреплении мышечной системы в целом.

Для гиревого спорта особенно важно развитие силовых способностей. Силовые упражнения ценны не только сами по себе, они являются еще и основой для развития скоростно-силовых качеств и выносливости, поэтому их надо применять систематически и в достаточном количестве. В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей:

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления.

Метод непредельных усилий предусматривает использование отягощений с предельным числом повторений (до отказа).

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью.

Ударный метод. Предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений.

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического.

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Соревновательный метод. Применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты) и финальных соревнований.

Игровой метод. Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.

Национальные игры, состязания, забавы являются не только увлекательной и полезной формой досуга, но и являются отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

Использование народных средств физического воспитания способствуют повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого и великодушного отношения к сопернику. Якутские национальные виды физического воспитания детей весьма доступны, технически не очень сложны, легко усваиваются, очень состязательны, увлекательны, и практически не требуют специального инвентаря, оборудования и даже спортивного зала. Это такие виды спорта, как национальные виды прыжков, перетягивание палки, вид борьбы – хапсагай, прыжки через нарты, подвижные и настольные игры. Очень интересными и эффективными являются такие физические упражнения как: “дьиэрэцкэй”, “атах тэпсии”, “чохчоохой”, “кырынаастыыр”, “тутум эргиир”, “халбас харата”. Такие виды игр и движений являются отличным подготовительным тренировочным средством.

Якутские национальные виды спорта не обязательно следует проводить отдельно, как специальный раздел программы. Их можно включать в комплекс круговой тренировки. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствуют стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению скоростного барьера. Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные варьируемые формы упражнений. Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях.

С целью изучения методов тренировки гиревым спортом старших школьников, нами проведены контрольные испытания школьников в течение 2008-2009 учебного года в Едейской школе им. З.П.Саввина Намского улуса. Проведено обследование уровня физической подготовленности школьников 9-10 классов, занимающихся в секции гиревого спорта. Результаты анализа показывают, что те учащиеся, которые перешли из национальных видов спорта с развитыми мышцами ног по сравнению со сверстниками, которые начали заниматься гиревым спортом, раньше достигали тех же результатов примерно через полгода занятий. И мы приходим к выводу о том, что амортизационная способность мышц ног является одним из основных критериев для достижения высоких результатов в гиревом спорте. Таким образом, применение метода круговой тренировки для развития силовых качеств, включая якутские национальные компоненты физического воспитания, положительно воздействует на все группы мышц спортсмена, способствует оздоровлению организма и гармоничному развитию личности юных гиревиков.

Презентация