Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования

Добавлено: 2018.03.21
Просмотров: 53

Ерофеева Анна Александровна, учитель биологии

Согласно "Рекомендациям по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Росприроднадзора РФ работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках России. Работа со школьниками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:

Эффективность эколого-просветительской деятельности в заповеднике усиливается, если ведется она в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений.

Основными формами такой деятельности являются:

Приведенные формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования мы реализуем через созданную нами концепцию формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории.

Теоретическая основа Концепции формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории.

Разработчиками и исполнителями концепции являются Майская средняя общеобразовательная школа (МСОШ), Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Джергинский" (ФГУ ГПЗ "Джергинский").

Назначение концепции:

Ожидаемые результаты: обеспечение повышения уровня экологической грамотности и культуры старших школьников через реализацию созданного алгоритма экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития.

Состояние экологического образования в средней общеобразовательной школы на примере МСОШ

В программе средней общеобразовательной школы образовательный курс "Экология" входит в состав школьного компонента, оставаясь на положении инициативного факультативного курса. Экологическое образование в настоящий период наиболее успешно осуществляется в сфере дополнительного образования по разнообразным программам.

В экологическом образовании участвуют государственные общеобразовательные учреждения и общественные формирования детей и молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию школьников носит общественно-инициативный характер.

Позитивными чертами опыта экологического воспитания и обучения в средней общеобразовательной школы МСОШ являются:

Негативными моментами в организации экологического образования населения средней общеобразовательной школы МСОШ являются:

Отсюда следуют неотложные задачи совершенствования системы экологического образования в МСОШ:

Россия в целом и Бурятия в частности нуждается в кадрах, готовых и могущих решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Экологическое образование становится одним из приоритетных направлений государственной стратегии устойчивого развития. Такое образование призвано формировать общественно- экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека, а, следовательно, и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей. В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл. Экологическое образование в свете Концепции устойчивого развития становится систематизирующим фактором образования в целом, определяющем его стратегические цели и ведущие направления, закладывая интеллектуальную основу школы будущего. Возникло понимание того, что без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем, не уберечь общество от физической и духовной деградации. Необходим переход к экологизации экономики и производства, постиндустриальной экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе.

Для этого, прежде всего, необходимо повысить уровень знаний, навыков и умений по практической экологии в школе. Дать правильное первичное понимание проблемы и понимание хода их решения. В свою очередь экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.

Основными предпосылками, подчеркивающими назревшую необходимость принятия концепции, является совокупность следующих факторов:

Концепция составлена с учетом основных положений Международной и Российской стратегий в области экологического образования.

Методологическая основа концепции в плане экологического образования опирается на следующие подходы:

Концепция составлена на основе анализа: современного состояния экологического образования и воспитания населения Российской Федерации и отдельных его субъектов; эколого-просветительской и научной деятельности ООПТ, современной законодательной и регламентирующей базы развития экологического образования.

Исходные положения данной Концепции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории: целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической грамотности и культуры старших школьников на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440);

Правовая основа экологического образования в условиях взаимодействия в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ - Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-ФЗ "Об образовании", Закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях.

Организация экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории

Цели, задачи и принципы

Цель экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ - формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (СОШ) и научно-методической базы научного учреждения (ООПТ) для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, улучшения качества жизни, удовлетворения потребностей человека.

Для достижения этой цели стоят следующие задачи:

Основными принципами экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

Для обеспечения развития системы экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования при переходе к Программе устойчивого развития. Его статус определяется следующими принципиальными положениями:

Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству.

Значение для личности:

За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании: антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую (эксцентрическую) концепцию; системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу; воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе; проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественнонаучного, но и гуманитарного образования.

Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания экоцентрический тип, воспитывает граждан на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному и конкурентному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Формирование экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ строится на триединстве - семья, образовательные учреждение (СОШ) и учреждение науки (ООПТ).

1. Уровень базисный.

Проект стандарта экологического образования как обязательного минимума в содержании образовательного курса "Экология" разработан для основной и полной средней школы. Стандарты следует рассматривать как совокупность требований к наиболее важному и динамичному этапу в системе непрерывного образования. Требования стандарта сформулированы в интеллектуальных категориях "знать" и "уметь". Стандарт акцентирует внимание учителей и учащихся на контрольных точках учебно-воспитательного процесса, где в ходе образовательного мониторинга проводится обязательный анализ соответствия результатов целям обучения.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

2. Уровень вариативный.

Однако, этого не вполне достаточно для полного достижения поставленной цели, поскольку крайне важно научить школьника умению понимать, думать, размышлять, дискутировать, что не обеспечивается только новыми знаниям без практики их практического применения.

В основу второго уровня положено взаимодействие особо охраняемой природной территории и средней образовательной школы в рамках Программы устойчивого развития. Взаимодействие выражается в применении отдельных элементов программы работы эколого-просветительского и научного отделов ООПТ в образовательном процессе СОШ и задействовании кадровых научных ресурсов ООПТ.

Алгоритм работы с учащимися в условиях взаимодействия ООПТ и СОШ:

Алгоритм применяется полностью для одного класса в течение учебного года. На следующий учебный год программа вновь начинает работать с начала, но по более усложненной программе.

3. Уровень семьи.

Важным условием эффективного процесса экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ является участие в этом процессе такого социального института как семья.

Цель данного уровня - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Экологическое образование в семье направляется на:

Реализуются эти направления через разработку и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи.

Первоочередными мероприятиями для эффективного результата являются формирование правильного экологического мировоззрения старших школьников как будущих родителей и экопросвещение среди родителей направленное на активацию чувства уважения к национальным традиционным ценностям и культуре.

В учебном процессе СОШ школьникам закладываются теоретические знания, в учреждении науки полученные знания закрепляются на практике как самостоятельной, так и путем наблюдения за работой профессионалов, в семье происходит экстраполяция полученных знаний и умений на повседневную жизнь, а так же их дополнение пучениями и воспитанием родителей.

Все уровни экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем уровне.

Методологической базой экологического образования являются основные положения об единстве природы и человеческого общества в широком космическом понимании их эволюции как коэволюции, учения о биосфере и ноосфере, о согласованном с законами природы развитии человека и общества.

Научные исследования направлены на формирование системы экологического образования как целостной научной картины мира, методологическое и методическое обеспечение учебных программ и другой документации.

Содержание экологического образования складывается из трех составных частей:

1. Представления о мире природы и окружающей человека среде.

2. Субъектные отношения человека с миром природы на региональном, локальном уровнях.

3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы.

Соответственно основным частям содержания применяются три группы специфических методов:

1. Методы формирования экологических представлений: метод экологической неустойчивости, метод экологических ассоциаций.

2. Методы формирования субъективного отношения к природе: метод психологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии.

3. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой: метод коактивности (содействия) в мире природы, метод экологического ожидания, метод ритуализации экологической деятельности.

В образовании старших школьников необходимо, учитывая приоритет биологии, расширить фундамент экологических знаний через вариативные программы, которые призваны формировать у старших школьников ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм принятых в нашем обществе.

Основные направления научно-методического обеспечения экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

Средства научно-методического обеспечения экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

Целью сотрудничества СОШ и ООПТ в области экологической компетенции является консолидация и активное использование теоретических, личностных и материальных ресурсов для формирования экологически грамотного мировоззрение, приобретения жизненно важных умений (ставить вопрос и находить его решение, думать и рассуждать, работать коллективно, дискутировать, публично выступать).