Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Тема урока: Как стать военным

Добавлено: 2018.03.18
Просмотров: 51

Рыбакова Лидия Савельевна, преподаватель ОБЖ, заместитель директора по БЖ

Учебные вопросы.

1. Как стать офицером Российской армии?

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны;

а) знать о видах воинской деятельности и их особенностях, о правилах приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Урок по учебному вопросу:

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы и независимости конституционного строя в России.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. Предварительная профессиональная диагностика, направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии, на выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Профили военно-профессиональной деятельности:

Исходя из содержания задач, решаемых офицерами, можно выделить следующие профили их военно-профессиональной деятельности:

Командное или организаторское направление деятельности офицера – самое ответственное, определяющее успех действий подразделения, как в процессе боевой подготовки, так и в условиях реального боя.

Главная обязанность командира – умело руководить подчиненными в любой ситуации. Кроме того, командир не только организует боевую подготовку личного состава, но и сам проводит занятия, непосредственно учит и воспитывает подчиненных. Следовательно, он должен быть еще и педагогом.

Опыт показывает, что хорошему руководителю, командиру присущи такие качества, как умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, способность легко сходиться с людьми, эмоциональная уравновешенность, уметь находить правильное решение, уверенность в себе, энергичность, инициативность. Ему должны быть свойственны также психологическая избирательность, практический ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности.

Операторская деятельность связана с непосредственным управлением сложными техническими системами. К числу важнейших функций офицера-оператора относится прием и переработка информации. Он должен достаточно быстро и точно воспринимать показания приборов, оценивать их значение и соответствующим образом реагировать на них.

Инженерный профиль офицерской деятельности связан с конструированием, введением в действие, обслуживанием и эксплуатацией, устранением временных неисправностей и капитальным ремонтом имеющихся в армии и на флоте современной боевой техники, вооружения, сложнейших автоматизированных систем управления. В целом от военного инженера требуются широкая общенаучная подготовка, знание физики, механики, радиоэлектроники, вычислительной техники, хорошее владение математическим аппаратом, аналитическое мышление. При этом любой офицер инженерного профиля, как правило, имеет подчиненных и, значит, должен умело руководить людьми, грамотно осуществлять их обучение и воспитание.

Деятельность офицеров оперативно-штабного направления связана с обработкой больших объемов разнородной информации и принятием ответственных решений, существенно влияющих на эффективность управления войсками. Специалистам данного профиля приходится проводить стратегический анализ информации и мгновенно “считать” варианты действий в условиях быстро меняющейся обстановки. Они должны обладать аналитическим умом, хорошей памятью, логическим мышлением, большой ответственностью, аккуратностью и пунктуальностью

Обеспечивающая деятельность – профиль офицеров медицинской, вещевой, продовольственной, финансовой и других служб. Им, наряду с высоким профессионализмом, должны быть присущи высокие нравственные качества: чуткость к людям, бескорыстие, требовательность, внутренний самоконтроль и т.п.

Многое должен уметь и знать офицер, чтобы успешно решать возложенные на него ответственные и нелегкие задачи. Поэтому тем, кто собирается выбирать профессию военного, надо заранее и целенаправленно готовит себя к этому: развивать волевые, организаторские качества, успешно овладевать основами военной службы, развивать физическую выносливость. Хорошая всесторонняя подготовка поможет достичь намеченной цели.

Диагностические материалы.

1. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей.

Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте знак “+”, если же отрицательный, то “-”. Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что “плохих” и “хороших” ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.

ВОПРОСНИК.

  1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами и за каким –либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагает ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас группу?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый для Вас коллектив?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих мероприятий?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  39. Часто ли ВЫ смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

БЛАНК ОТВЕТОВ.

Ключи поочередно накладываются на регистрационный бланк, и подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу метода.

Ключ “Коммуникативные склонности”

1 + 11 - 21 + 31 -
3 - 13 + 23 - 33 +
5 + 15 - 25 + 35 -
7 - 17 + 27 - 37 +
9 + 19 - 29 + 39 -

Ключ “Организаторские способности”

2 + 12 - 22 + 32 -
4 - 14 + 24 - 34 +
6 + 16 - 26 + 36 -
8 - 18 + 28 - 38 +
10 - 20 - 30 + 40 -

Величина оценочного коэффициента (К) коммуникативных или организаторских склонностей равна отношению количества совпадающих с “ключом” ответов по каждому виду склонностей (N) к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать формулу К = N/20.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских склонностей, близкие же к 0 – о низком уровне.

Для стандартизации результатов используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей К соответствует определенная оценка Q.

Шкала оценок коммуникативных склонностей

К Q Уровень проявления коммуникативных склонностей
0,10-0,45 1 низкий
0,46-0,55 2 ниже среднего
0,56-0,65 3 средний
0,66-0,75 4 высокий
0,76-1.00 5 очень высокий

Шкала оценок организаторских склонностей

К Q Уровень проявления организаторских склонностей
0,20-0,55 1 низкий
0,56-0,65 2 ниже среднего
0,66-0,70 3 средний
0,71-0,80 4 высокий
0,81-1.00 5 очень высокий

Обследуемые, получившие оценку “1” (Q=1), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной и организаторской деятельности.

У обследуемых, получивших “2” , (Q=2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой обстановке, коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, проявление их инициативы крайне ограничено.

Для обследуемых, получивших оценку “3” (Q=3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. “Потенциал” этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Обследуемые, получившие оценку “4” (Q=4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они обычно не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям и т.д.

Группа обследуемых, которые получают оценку “5” (Q=5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают постоянную потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

2. Дифференциально – диагностический опросник.

Для оценки степени соответствия профессиональных интересов и наклонностей школьника особенностям той или иной группы военных специальностей применяется с определенной степенью допуска классификация профессий народного хозяйства, составленная по критерию сходства ведущего предмета труда. В ней выделяется пять типов профессий: “человек-человек”, “человек-техника”, “человек-природа”, “человек - знаковая система”, “человек – художественный образ”.

Данная классификация не позволяет выделить единой совокупности профессионально важных индивидуально-психологических качеств для каждого типа профессий, а также содержит виды профессиональной деятельности, которые отсутствуют в армии и на флоте, например “человек-природа”. Но, наличие у юноши склонности к работе по профессиям “человек-природа” свидетельствует о более выраженной предрасположенности на данном этапе возрастного и социального развития к командным офицерским профессиям. Можно ожидать, что именно в этом качестве он с большей вероятностью сможет реализовать свои наклонности и возможности. Аналогичные соответствия существуют между профессиями “человек-техника” и инженерным профилем офицерской деятельности. Профессия “человек – знаковая система” ближе по своему содержанию к офицерским специальностям оперативно-штабного и операторского профилей деятельности.

Участвующим в тестировании предлагается вопросник, бланк листа ответов и задача письменно ответить на все вопросы.

Номера и буквенные обозначения в клетках указанного листа соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос – значит поставить плюс (“да”) или минус (“нет”) в той или иной клетке листа ответов. Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков, и каждый раз из двух предлагаемых возможностей “а” или “б” одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) – минусом.

ВОПРОСНИК.

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только их двух возможностей, что бы Вы предпочли?

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т п.)

или

8б. Художественно оформлять выставку, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных

или

10б.Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

(машины или одежду, дома, продукты питания и т п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б.Осуществлять монтаж здания или сборки машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концерте.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строит здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезням растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей, наборной машине и т.п.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ.

Учащиеся сами могут подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа “человек-природа” (условно обозначим П), во втором – “человек-техника” (Т), в третьем – “человек-человек” (Ч), в четвертом – “человек - знаковая система” (З), в пятом – “человек - художественный образ” (Х). Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Ф.И. _____________________
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б

Контрольные вопросы

  1. Какими показателями определяют способности личности?
  2. Какие типы темперамента личности вы знаете?

Приложение