Преподавание истории и обществознанияПрограмма профильного курса по истории
Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 163
Овсянникова Марина Валерьевна, учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
XX век – самый сложный в истории России и мира. Этот период истории насыщен многообразными событиями, среди которых немаловажное значение имеют войны. Войны разъединяли и соединяли людей, страны, эпохи. Поэтому курс “Войны XX века” посвящён войнам и конфликтам мира этого периода. На стандартных уроках истории не всегда из-за ограниченности времени удаётся раскрыть всю суть того или иного события, и тем более показать хроники военных действий, участников войны. Исходя из этого, учащимся довольно часто просто не интересно изучать эти моменты именно из-за “сухости” материала.
Данный курс рассчитан на то, чтобы как можно ярче показать историю войн и конфликтов. Дать определённые знания, которые помогут в 9 классе при изучении этих событий. Предпрофильный курс предполагает работу с компьютерным учебником “История России. ХХ век”, который имеется в медиотеке гимназии.
Необходимость проведения элективных курсов постоянно подчёркивается в современной педагогической и методической литературе, рассматривается как дополнительное средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке.
В процессе освоения программы курса “Войны XX века” даётся учащимся возможность использовать различные справочники, энциклопедии, а также информационные технологии, Интернет и учебные компьютерные программы.
Цели и задачи курса
Повысить интерес к исторической науке. Развивать чувства патриотизма и любви к истории своего Отечества. Реализовать свой интерес к истории, уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. Содержание курса (6 часов)
Тема 1. Русско-японская война. (1 час)
Причины войны. Интересы сторон. Причины поражения России.
Тема 2. Первая Мировая война. (1 часа)
Мир накануне войны. Военно-политические союзы. Новое оружие. Россия в Первой Мировой войне.
Тема 3. Вторая Мировая война. (1час)
Русско-финская война. Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.
Тема 4. Великая Отечественная война. (1 час)
Причины войны. Важнейшие сражения. Героизм народа на фронте и в тылу. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.
Тема 5. “Холодная война”. (1 час)
Военно-политические союзы в системе международных отношений. Карибский кризис. Гонка вооружений. Вьетнамская война. Афганская война. Война в Корее.
Повторение по курсу. Подведение итогов. (1 час)
Знания, умения, навыки
Уметь:
Выделять главные причины войны или локального конфликта. Определять историческую значимость события. Связывать события прошлого с настоящим временем. Знать:
- Основные войны и локальные конфликты XX века.
- Роль и историческое значение события.
- Героев войн Российской истории.
1.
Информационная компетенция Обучать восприятию и переработке информации. Развивать критическое мышление, Формировать умение находить, готовить, передавать требуемую информацию. Делать обобщенные выводы при прослушивании текста, радио-, теле-, магнитофонных записей. - Подготовить доклад, тезисы выступления.
- Уметь работать с критической литературой.
- Подбирать книги по теме, пользуясь списками, каталогом, самостоятельно составлять перечень прочитанных книг.
- Работать с дополнительными источниками информации (газеты, журналы, энциклопедии, Интернет и другие базы данных.)
2. Учебно-познавательная компетенция
Самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать. определять оптимальное соотношение цели и средств и др.). Владеть навыками самоконтроля. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников, сравнивая ее с установленными нормами и деятельностью в прошлом. Определять структуру объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Уметь разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи. - Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
3. Общекультурная компетенция
Понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни; высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира; объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; использовать знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
4. Коммуникативная компетенция
Формировать интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. - Выступать публично, участвуя во всех формах активного диалога: дискуссии, беседе, полемике, диспуте, беседе.
- Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, отстаивать собственную точку зрения, признавать право на иное мнение.
- Рассказывать, рассуждать в связи с прочитанным, прослушанным текстом, используя аргументацию, достаточную для возрастных особенностей.
Ожидаемый результат
Уметь представлять результаты своей индивидуальной или групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, исторического сочинения, публичной презентации. Научиться извлекать необходимую информацию из источников различного типа. Развивать умение пользоваться различными справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Методические рекомендации
Данный курс рекомендуется проводить при использовании компьютерного учебника фирмы Клио Софт “Россия XX век”. /Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов А.Л./. Целесообразно предложить учащимся в тетради составлять смысловой конспект по материалом войны, обращая внимание на позиции: причина войны, повод к войне, важные сражения, итоги войны и герои войны.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Итогом работы может стать обзорная беседа с учащимися, представление презентаций или информационных докладов.
Примерные вопросы для итоговой беседы
- Япония и Россия: возникновение очага войны на Дальнем Востоке.
- Германия на пути подготовки к войне и крах идеи коллективной безопасности.
- Причины возникновения Второй Мировой войны.
- Формирование антифашистской коалиции и проблема второго фронта.
- Основные события и характеристика Великой Отечественной войны.
- Роль СССР во Второй Мировой войне.
- Основные итоги Второй Мировой войны.
- Создание и принципы деятельности ООН.
- Причины и основные этапы “холодной войны”.
- Локальные конфликты периода “холодной войны” и советско-американские отношения.
- Карибский кризис 1962г. И его значение.
- Революция на Кубе и её значение.
- Борьба за демократию в странах Восточной Европы.
- Проблемы миропорядка и роль России в мире конца XX века.
Рекомендуемая литература
- Компьютерный учебник фирмы Клио Софт “Россия XX век”.
/Авторы: Антонова Т.С., Коновалов В.Е., Харитонов А.Л./ - А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. История России с древнейших времён до конца XX века. /Владивосток, 1999 г./
- Л.Н.Алексашкина. Новейшая история. XX век. /учебник для 9-го класса — М.: Мнемозина, 1999 г./
- А.А.Кредер. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997гг.. /учебник для 9-го класса, М.: ЦГО, 2002 г./
- Б.Г.Пашков. История России. XX век. /учебник для 9-го класса – М.: Дрофа, 2000 г./