Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Программа элективного курса по биологии для обучающихся 7-х и 8-х классов Этология животных

Добавлено: 2017.08.06
Просмотров: 204

Белашова Ольга Владимировна, учитель биологии

Пояснительная записка.

Необходимость введения курса "Этология животных" обусловлена огромным образовательным значением, так как дает возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека. Этология наглядно показывает, как человек путем воспитания, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма.

Изучение данного курса тесно связано с такой дисциплиной, как "Общая зоология". А между тем объединить животных в животный мир и, таким образом, сделать стройной и целостной науку о них – зоологию (что, прежде всего, необходимо обучающимся в углубленных классах естествознания) – не может ни одна из областей зоологического знания, кроме общей этологии животных. Именно общая этология должна и способна стать стержнем всего зоологического знания ради выделения в особую (во всех значениях слова) зоологическую дисциплину – науку и учебный спецкурс.

В связи с отсутствием Государственного стандарта образования на этот спецкурс, учебная программа разработана на основе изучения учебного предмета "Зоология".

Данный спецкурс преследует цель сделать системной и цельной трактовку всей области поведения животных.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1) Исследовать животный мир как целостную развивающую структуру.
2) Обращаться при этом к общественным фактам, но не заниматься их изысканием в наблюдении и эксперименте, а обобщать данные (или пользоваться обобщенными данными), накопленными всей эмпирической этологией.
3) Строить общеэтологическую теорию как теорию животной организации.
4) Брать на вооружение метод познания животных, с одной стороны, выявляя общеэтологические и общебиологические факты, а с другой – используя общую теорию жизни.

Спецкурс "Этология животных" предусмотрен в 7– 8–м классах, рассчитан на 34 часа в течение всего учебного года.

Курс включает в себя следующие разделы:

I. Движение – простейшая форма поведения (1 час).

II. Научение и инсайт (8 часов).

III. Иерархия и территориальное поведение (5 часов).

IV. Брачные церемонии (4 часа).

V. Запахи в мире животных (4 часа).

VI. Механизм поведения (4 часа).

VII. Представления о сложном поведении (2 часа).

VIII. Животное и среда (4 часа).

IX. Поведение человека" (1 час)

Специфика данного спецкурса обусловлена тем, что, оставаясь частью биологии, этология конкретизирует биологическое разнообразие, не вырывая животных из генерального многообразия организмов, а рассматривая их его частью и определяя эту часть не прямым сравнением с другими формами, а через целое – нахождением места животных во всей системе организмов (биологической системе).

Зависимость общей этологии от развитости биологического знания такова, что без общей теории жизни нельзя построить общую теорию животной организации.

Программа спецкурса предусматривает теоретические знания, решение практических задач на занятиях.

Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает написание реферата. Тема реферата выбирается в начале изучения спецкурса, работа над рефератом продолжается в течение учебного года.

В результате изучения курса "Этология животных" обучающиеся должны знать:

1. Основные понятия и термины науки о поведении животных.
2. Методы исследования поведения животных.
3. Причины поведения животных.
4. Усложнения поведения животных в процессе эволюции.

Прослушав этот спецкурс, школьник должен уметь:

1. Объяснять разницу между врожденным и приобретенным поведением и привести по одному примеру для каждого типа.
2. Перечислить селективные преимущества, которые дают врожденное, приобретенное и стереотипное поведение.
3. Привести пример стимула и обусловленного этим стимулом поведения, объяснить, почему один и тот же стимул не всегда вызывает одинаковое поведение.
4. Описать характерные черты территориального поведения и привести пример.
5. Описать роль угрожающего и умиротворяющего поведения в поддержание иерархии доминирования и привести примеры этих форм поведения.
6. Описать конфликтное поведение и объяснить, почему считается, что демонстрация угрозы и ухаживание сформировались на основе конфликтного поведения.
7. Сравнивать человеческое общество с социальными группами позвоночных, рассмотренных в данном спецкурсе.

Спецкурс "Этология животных" общим объемом 34 часа изучается в течение всего учебного года. Эти часы занятий распределены еженедельно по одному часу.

Курс завершается проведением зачета. К зачету обучающийся должен предоставить свой реферат на зачетном занятии.

Тематическое планирование

Разделы. Темы

Количество часов

1

2

3

1

Введение.

1

Раздел I. Движение – простейшая форма поведения

1

2

Тропизмы. Солнечный компас.

1

Раздел II. Научение и инсайт

8

3

Причины поведения.

1

4

Релизеры.

1

5

Запечатления.

1

6

Игры – особая форма познания.

1

7

Подражение.

1

8

Инсайт.

1

9

Инстинкты и научение.

1

10

Стимулы и научение.

1

Раздел 111. Иерархия и территориальное поведение

5

11

Ранги у животных.

1

1

2

3

12

Позы подчинения и ритуальные бои.

1

13

Чем отличается территория от ареала.

1

14

Почему поют птицы.

1

15

Территориальное поведение.

1

Раздел IV. Брачные церемонии

4

16

Ухаживание некоторых беспозвоночных.

1

17

Брачное поведение аквариумных рыб.

1

18

Брачные игры птиц.

1

19

Забота о потомстве у позвоночных животных.

1

Раздел V. Запахи в мире животных

4

20

Эпагоны – феромоны любви.

1

21

Аминоны – оборонные вещества. Прогаптоны – боевые вещества

1

22

Запахи и насекомые.

1

23

Запахи и позвоночные животные.

1

Раздел VI, Механизмы поведения

4

24

Хеморецепция и терморецепция.

1

25

Механорецепция и ультразвуковые коммуникации.

1

26

Акустические сигналы.

1

27

Зрение.

1

Раздел VII. Представление о сложном поведении

2

28

Сложное поведение медоносных пчел.

1

29

Социальное поведение (социобиология).

1

Раздел VIII. Животное и среда

4

30

Координация и пространственная ориентация.

1

31.

Миграции.

1

32

Акклиматизация.

1

33

Биологические часы.

1

Раздел IX. Поведение человека

1

34

Археология человеческих пристрастий.

1

Содержание программы

Введение

История изучения поведения животных. Методы изучения поведения животных. Этология – наука о поведении, ее структура.

I. Движение – простейшая форма поведения

Отличия движений животных и растений. Тропизмы. Понятия о положительных и отрицательных тропизмах. Геотропизм. Фототропизм. Стереотропизм. Реотропизм. Хемотропизм. Термотропизм. Солнечный компас.

II. Научение и инсайт

Три формы поведения. Причины поведения. Релизеры. Запечатление (импринтинг). Познание в форме игры. Подражание. Инсайт. Владение оружием труда у животных. Инстинктивное (врожденное) поведение. Приобретенное (в результате навыков) поведение. Стереотипное поведение. Рефлекс. Комплекс фиксированных действий. Стереотипные акты. Стимулы. Научение. Хабитуация (привыкание). Метод проб и ошибок. Варианты ассоциативного научения: латентное научение, инсайт, запечатление (импринтинг), усвоение навыков.

III. Иерархия и территориальное поведение

Конфликтное поведение. Смещенная активность. Угрожающая демонстрация. Иерархия доминирования. Умиротворяющее поведение. Ритуальные бои. Ареал. Территория обитания. Защита своей территории. Песни птиц как сексуальный релизер. Песни птиц как охрана гнездовой территории.

IV. Брачные церемонии

Брачные танцы различных видов беспозвоночных: бабочек, пауков, скорпионов, тараканов. Ритуал ухаживания у колюшек. Брачные церемонии циклид. Поведение птиц в брачный период. Токующие птицы, особенности их поведения: токовые позы, танцы. Свадебные подношения в обычае у разных птиц. Моногамия. Полигамия. Полигиния в животном мире. Брачный ритуал позвоночных животных: дельфинов, китов, зайцев, "лицевая ориентация" волков.

V. Запахи в мире животных

Обоняние насекомых – одно из главных чувств. Разная роль феромонов. Половые феромоны (эпагоны) у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Аминоны – оборонные вещества. Их роль в жизни насекомых, пауков, рыб и млекопитающих.

VI. Механизмы поведения

Понятие о хеморецепции. Деление хеморецепторов на экстерорецепторы и интерорецепторы. Терморецепция, ее роль в поддержании постоянной температуры тела. Механорецепторы и слух. Зрение: монохроматическое, дихроматическое и трихроматическое. Значение органов чувств, для нормальной жизнедеятельности, влияние их строения и функционирования на поведение животных.

VII. Представление о сложном поведении

Понятие о сложном поведении. Примеры сложного поведения у медоносных пчел, муравьев, тлей. Социальное поведение и его роль в жизни животных. Примеры социального поведения высших позвоночных животных. Социобиология.

VIII. Животное и среда

Координация движений и пространственная ориентация животных. Миграции животных. Акклиматизация животных: ее положительные и отрицательные последствия. Биологические (внутренние) часы.

IX. Поведение человека

Врожденное поведение. Инстинкт. От инстинктивных запретов к морали, родители и дети. Выделяющее поведение. Усиление социальности в поведении человека.

ЛИТЕРАТУРА

1 Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 160 С., ил.
2 Айрапетьянц Э. Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе. – Л.: Наука, 1970.
3 Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с, ил.
4 Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5 Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.
6 Анашкина Е. И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.
7 Бертон Р. Чувства животных. – М.: Мир, 1972.
8 Биоакустика. – М.: Высшая школа, 1975.
9 Брэм А. Э. Жизнь животных. В 3–х т. – М.: Терра, 1992.
10 Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Олимп, 1997. – 288 с, ил.
11 Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 208 с, ил.
12. Животные. – Смоленск: Русич, 2000. – 128 с.
13. Жизнь животных. В 7–ми т. / Гл. ред. В. Е. Соколов. – перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с, 32 л. ил.
14. Калабухов Н. И. Спячка животных. – М.; Советская наука, 1946.
15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с., ил.
16. Мак–Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с, ил.
17. Мосияш С. С. Летающие ночью: Научно–популярный очерк о рукокрылых. –М.: Знание, 1985. – 160 с.
18. Панов Е. Н. Этология – ее истоки, становление и место в исследовании поведения. – М., 1975.
19. Поведение животных. – Смоленск: Русич, 1998.
20. Поправке С. С. Пчела на цветке. – М.: Агропроиздат, 1989. – 351 с: ил.