Цели урока:
Оборудование:
Литература:
Суть игры заключается в прохождении несколькими командами этапов. Скорость продвижения по этапам зависит от успешного выполнения заданий. Побеждает команда, которая быстрее справится с игровыми заданиями
Очередность хода в игре определяется быстротой и правильностью заполнения кроссворда по теме игры, предложенного учителем в начале испытания.
Объявляется тема урока, цель исследования. Обзорная информация по теме урока.
Вступительное слово учителя.
Долгое время в Москве мало знали о Сибири. Лишь поход второй половины XV в. позволил московитам ближе познакомиться с ней. Появились первые описания сибирских народов.
Интерес к Сибири в это время проявляли и иностранцы. Сведения о ней содержатся в сочинениях итальянцев Юлия Помпония Лэта, Франческо Да-Колло и Павла Иовия, поляка Матвея Меховского, немца Сигизмунда Герберштейна. Последний, побывавший в Москве в 1517 и 1526 г.г. в качестве австрийского посла, включил в свои “Записки о московитских делах” специальную главу “Указатель пути к Печоре, Югре и к реке Оби”. Эта глава была написана Герберштейном на основе “Югорского дорожника” - своего рода путеводителя, составленного новгородцами и описывающего маршруты их торговых экспедиций в Югру в XIV – XV вв.
Сибирское ханство к середине XVI в. занимало обширное пространство лесостепи Западной Сибири от бассейна реки Туры на западе до реки Барабы на востоке.
Пользуясь тяжелейшим положением Русского государства (неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар, восстания казанских и астраханских татар, измена ногайцев), сибирский хан решил покончить с русским влиянием в Зауралье. Всем остякам и вогуличам и югричам” он запретил платить дань русскому царю. Кучум убивал всех, кто ориентировался на союз с Россией. Не имея возможности противостоять Кучуму, Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышенникам Строгановым, дав им во владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568 г. они получают от царя жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой. Здесь Строгановы строят укрепленные пункты, нанимают и вооружают отряды казаков. В 1572 г. Строгановы получают от царя грамоту, разрешающую строительство крепостей на реке Тоболе, т.е. на территории Сибирского ханства. Более того, в грамоте содержится фактическое предписание начать покорение Сибирского ханства: “А на сибирского (хана) Якову и Григорию, збирая охочих людей и остяков, и вогулич, и югрич, и самоедь, со своими наемными казаками и с нарядом своих посылать воевать и в полон сибирцев (т.е. сибирских татар) имати и в дань за нас приводити”.
Однако осуществлению этих планов помешал Кучум, который не стал ждать русского вторжения, а нанес упреждающий удар. В 1573 г. его войско опустошило русские и мансийские поселения на реке Чусовой. Татарам удалось захватить даже русского посла Третьяка Чебукова, направляющегося с посольством в Казахское ханство. Посол и сопровождавшие его лица были убиты. С 1573 по 1581 г. кучумовские отряды неоднократно предпринимали набеги на владения Строгановых – были “преданы огню и мечу” многие поселения по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. В 1581 г. татары осаждали Строгановский городок Чердынь, взяли и сожгли пермскую столицу Строгановых Соль Камскую, вырезав почти всех ее жителей. В сложившихся обстоятельствах единственным спасительным средством для Москвы оказались казаки.
На уроке мы пройдем путь ермаковцев в Сибирь и определим истинные цели похода казаков.
Выясним кто же выступил организатором похода государство, Строгановы или сами казаки? (Проблемный вопрос)
Демонстрация фрагмента и видеофильма В.Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
Используются 4 фрагмента фильма В. Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
Четырем командам предлагается фрагмент фильма, и вопросы на которые они должны ответить устно.
1) Грабеж купеческого каравана.
Вопрос: Кто такие казаки? Покажите на карте места “казацкой вольности”.
2) Ермак и его товарищи.
Вопрос: Какие существуют мнения относительно происхождения Ермака?
3) Казачья рада.
Вопрос: Какое решение приняли казаки?
4) В вотчине Строганова.
Вопрос: Происхождение и деятельность первых Строгановых. (По версии Н.М. Карамзина)
Подведение итогов.
По ходу выполнения задания демонстрируется фрагмент фильма “Ермак”, но без звукового сопровождения.
Команды получают задание на восстановление пути следования ермаковцев в Сибирь.
1. По реке Тагил – Туре
2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал
3. По реке Тобол
4. Вверх по реке Чусовой
5. В устье реки Серебрянки
Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание.
Рассматривается слайд “Путь следования дружины Ермака в Сибирь”.
4. Вверх по реке Чусовой.
5. Устье реки Серебрянки.
2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал.
1. По реке Тагил – Тура.
3. По реке Тобол.
Определяются победители этого задания.
Задание. Охарактеризовать сражение у Чувашева мыса.
Используются фрагменты фильма “Ермак”.
План
1) тактика боя войска ермаковцев;
2) описание вооружения;
3) что способствовало успеху казаков?
4) значение победы казаков в битве с войсками хана Кучума.
Команды получают задание на соотнесение событий и дат
1. А. казаки вошли в столицу хана Кучума
2. 5 декабря 1582 г. Б. Гибель отряда казаков Богдана Брязги
3. 26 октября 1582 г. В. Встреча казаков с царем Иваном Грозным
4. Конец зимы 1583 г. Г. Пленение Маметкула
5. 6 августа 1584 г. Д. Гибель Ермака
Рассматривается слайд с правильным ответом, определяются победители.
Каждая команда подготовила сообщение по избранной теме.
1. Гибель Ермака (по данным учебника).
2. Гибель Ермака (Р.Г. Скрынников “Ермак”).
3. Судьба атамана Матвея Мещеряка.
4. Судьба хана Кучума.
Каждая команда письменно отвечает на вопрос.
Учащиеся отвечаю на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
1. Кто же выступил организатором похода казаков в Сибирь государство, Строгановы или сами казаки?
2. Историческом значении похода Ермака.
Подведение итогов.
Выявляются лучшие историки-краеведы. Вручаются медали.