Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок истории в 9-м классе. Тема Внешняя политика: холодная война

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 550

Погудаева Мария Анатольевна, учитель истории

Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.

Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?
- сотрудничество или соперничество?
Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод?
Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации.
Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)

Давайте определим цели урока.
План урока (называют учащиеся):

  1. Причины «Холодной войны».
  2. Понятие «Холодная война».
  3. Доктрина Трумэна, план Маршалла.
  4. Черты «холодной войны».

1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны».
Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
Назовем причины «холодной войны»:

  1. Столкновение интересов двух великих держав.
  2. Стремление США к мировому господству.
  3. «Экспорт» коммунизма.

2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в  Фултоне -  родном городе президента.
Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.
Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.
Теперь попробуем дать определение :
«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание.   Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите
1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.
2. Основное содержание плана Маршалла.
3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии ( доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
Содержание доктрины Трумэна:
-  широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при  необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
СССР –категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составление схемы на доске)
1) Гонка вооружений (сообщение Кати Соловьевой)
2) Создание образа врага
3) Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
4) военные конфликты (сообщение).
Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?

Дом. Задание. – параграф 38, выучить определения, по желанию – подготовить сообщение о корейском конфликте.

Приложение 1

Приложение 2