Этот урок рекомендуется проводить в конце учебного года при изучении хозяйства своего региона (республики, области, края автономного округа).
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Природные зоны» и «АПК», познакомить с особенностями формирования хозяйства Московской области и развитием в регионе народных промыслов, проследить зависимость сельского хозяйства от природных условий зоны смешанных лесов.
При подготовке семинара учащиеся получают опережающие задания к уроку, что позволяет приобщить учеников к поисковой и творческой деятельности, активизировать изучение нового материала, самостоятельную работу с первоисточниками, с картографическим и статистическим материалом, самостоятельную подготовку выступлений, сообщений, докладов и тезисов
Урок-семинар учит обобщать, делать выводы, давать оценки, рецензировать литературу, формирует умение грамотно вести беседу, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование урока:
Опережающие вопросы и задания:
За две недели до семинара данные вопросы раздаются ученикам. В течении этого времени учитель проверяет материал, подготовленный учениками для сообщений.
– Охарактеризовать климат и почвы природной зоны смешанных лесов. Дать оценку агроклиматическим ресурсам.
– Подготовить сообщение о видовом составе растений в природной зоне смешанных лесов.
– Дать краткую характеристику наиболее возделываемых сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, лен).
– Подобрать информацию о развитии в регионе народных промыслов.
– Проанализировать, какие предпосылки способствовали развитию промышленных предприятий в зоне смешанных лесов.
– Обосновать выражение – «Зона смешанных лесов - Золотое кольцо России»
Ход урока:
Вступительное слово учителя, в котором раскрываются особенности этого урока и объявляются темы, вынесенные на обсуждение.
Темы, вынесенные на обсуждение:
– В чем проявляется зональная система сельского хозяйства?
– Каково соотношение теплого и холодного периода и количества выпадающих осадков?
– Какие подпояса выделяются на карте агроклиматических ресурсов?
– Какие отрасли животноводства целесообразно размещать, исходя из природных условий зоны смешанных лесов?
– В каком веке произошло крупный поворот в занятости населения от кустарной промышленности к крупной промышленной индустрии? С чем это было связано?
– Каково на сегодняшний день соотношение городского и сельского населения в лесной зоне и соотношение занятого в сельском хозяйстве и промышленности?
– Возможны ли дальнейшие сдвиги в этих соотношениях и почему?
– С какими экологическими проблемами столкнулся этот регион?
По данным вопросам выслушиваются сообщения учеников, заранее подготовленные к семинару. Задача учителя с помощью наводящих вопросов следить, чтоб выступления не уходили от намеченной темы.
Вопросы, которые могут возникнуть в ходе семинара:
– Повлияла ли связь «климат-осадки-густота речной сети» на заселение и освоение территории?
– Как изменило соотношение среди возделываемых культур появление картофеля?
– Возможно ли предсказать появление новых видов сельскохозяйственных культур?
– Какими предпосылками можно объяснить появление первыми среди отраслей промышленности оружейного дела, книгопечатания, суконных мануфактур, чеканки денег?
– Повлияло ли на это расположение столицы государства в этом регионе?
– Какие современные отрасли промышленности зародились в 17 веке (военная, текстильная, полиграфическая, легкая и пищевая промышленность, транспортное машиностроение)?
Если все пункты плана удалось обсудить, то к завершению урока мы имеем следующие результаты:
– Ученики должны правильно проследили связь сельского хозяйства с природными условиями, а так же соотнесли их с размещением отраслей животноводства (мясомолочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, пчеловодства), развитие которых в свою очередь обусловлены наличием в регионе большим количеством городских агломераций.
– Среди экологических проблем ученики должны назвать сведение лесов в средней полосе России, истощение пахотных земель, загрязнение почвы, воды и воздуха выбросами промышленных предприятий, разрушительное действие на окружающую среду больших городов.
– Затруднение может вызвать вопрос о возможности сдвигов в соотношении числа занятых в сельском хозяйстве и промышленности. В данном случае учителю предстоит самому ответить на этот вопрос.
Закрепление. Подведение итогов семинара.
Наиболее интересные выводы ученики делают сами или с наводящих вопросов учителя:
– О существовании неразрывной связи между природными условиями в зоне смешанных лесов и хозяйственной деятельностью человека.
– О влиянии на развитие хозяйства исторических факторов развития общества.
– Об особой роли столичного региона и центрального положения по отношения ко всей стране. Здесь сконцентрирована основная часть экономически активного населения, промышленности, сельского хозяйства, науки, оборонного потенциала.
Оценки получают все ученики принявшие участие в уроке-семинаре, как подготовившие сообщения, так и те, кто принял активное обсуждение поставленных вопросов.
Домашнее задание:
Выписать в тетрадь название народных промыслов, которые получили развитие на территории Подольского района.
Как удалось крестьянам сочетать работу на земле с получением не сельскохозяйственной продукции?
Методические выводы.
В теме урока-семинара удачно совмещены два курса по Экономической и Физической географии России. Это позволяет повторить материал 8 класса и на его основе разобрать экономические предпосылки возникновения хозяйства в природной зоне смешанных лесов.
При подготовке и в ходе семинара были задействованы межпредметные связи по истории, биологии, краеведению, родному Подмосковью.
Форма проведения урока в виде семинара дает возможность продолжить работу над развитием речи и умением донести свои мысли до слушателей. В ходе урока появляется возможность проследить динамику от заселения этих земель до возникновения в этом районе крупного исторического, культурного, индустриального центра.