Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Связь размещения хозяйства с природными условиями (на примере природной зоны смешанных лесов)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 275

Белохвостикова Лариса Викторовна, учитель географии

Этот урок рекомендуется проводить в конце учебного года при изучении хозяйства своего региона (республики, области, края автономного округа).

Цели и задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Природные зоны» и «АПК», познакомить с особенностями формирования хозяйства Московской области и развитием в регионе народных промыслов, проследить зависимость сельского хозяйства от природных условий зоны смешанных лесов.

При подготовке семинара учащиеся получают опережающие задания к уроку, что позволяет приобщить учеников к поисковой и творческой деятельности, активизировать изучение нового материала, самостоятельную работу с первоисточниками, с картографическим и статистическим материалом, самостоятельную подготовку выступлений, сообщений, докладов и тезисов

Урок-семинар учит обобщать, делать выводы, давать оценки, рецензировать литературу, формирует умение грамотно вести беседу, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование урока:

Опережающие вопросы и задания:

За две недели до семинара данные вопросы раздаются ученикам. В течении этого времени учитель проверяет материал, подготовленный учениками для сообщений.

– Охарактеризовать климат и почвы природной зоны смешанных лесов. Дать оценку агроклиматическим ресурсам.
– Подготовить сообщение о видовом составе растений в природной зоне смешанных лесов.
– Дать краткую характеристику наиболее возделываемых сельскохозяйственных культур (рожь, овес, ячмень, лен).
– Подобрать информацию о развитии в регионе народных промыслов.
– Проанализировать, какие предпосылки способствовали развитию промышленных предприятий в зоне смешанных лесов.
– Обосновать выражение – «Зона смешанных лесов - Золотое кольцо России»

Ход урока:

Вступительное слово учителя, в котором раскрываются особенности этого урока и объявляются темы, вынесенные на обсуждение.

Темы, вынесенные на обсуждение:

– В чем проявляется зональная система сельского хозяйства?
– Каково соотношение теплого и холодного периода и количества выпадающих осадков?
– Какие подпояса выделяются на карте агроклиматических ресурсов?
– Какие отрасли животноводства целесообразно размещать, исходя из природных условий зоны смешанных лесов?
– В каком веке произошло крупный поворот в занятости населения от кустарной промышленности к крупной промышленной индустрии? С чем это было связано?
– Каково на сегодняшний день соотношение городского и сельского населения в лесной зоне и соотношение занятого в сельском хозяйстве и промышленности?
– Возможны ли дальнейшие сдвиги в этих соотношениях и почему?
– С какими экологическими проблемами столкнулся этот регион?

По данным вопросам выслушиваются сообщения учеников, заранее подготовленные к семинару. Задача учителя с помощью наводящих вопросов следить, чтоб выступления не уходили от намеченной темы.

Вопросы, которые могут возникнуть в ходе семинара:

– Повлияла ли связь «климат-осадки-густота речной сети» на заселение и освоение территории?
– Как изменило соотношение среди возделываемых культур появление картофеля?
– Возможно ли предсказать появление новых видов сельскохозяйственных культур?
– Какими предпосылками можно объяснить появление первыми среди отраслей промышленности оружейного дела, книгопечатания, суконных мануфактур, чеканки денег?
– Повлияло ли на это расположение столицы государства в этом регионе?
– Какие современные отрасли промышленности зародились в 17 веке (военная, текстильная, полиграфическая, легкая и пищевая промышленность, транспортное машиностроение)?

Если все пункты плана удалось обсудить, то к завершению урока мы имеем следующие результаты:

– Ученики должны правильно проследили связь сельского хозяйства с природными условиями, а так же соотнесли их с размещением отраслей животноводства (мясомолочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, пчеловодства), развитие которых в свою очередь обусловлены наличием в регионе большим количеством городских агломераций.
– Среди экологических проблем ученики должны назвать сведение лесов в средней полосе России, истощение пахотных земель, загрязнение почвы, воды и воздуха выбросами промышленных предприятий, разрушительное действие на окружающую среду больших городов.
– Затруднение может вызвать вопрос о возможности сдвигов в соотношении числа занятых в сельском хозяйстве и промышленности. В данном случае учителю предстоит самому ответить на этот вопрос.

Закрепление. Подведение итогов семинара.

Наиболее интересные выводы ученики делают сами или с наводящих вопросов учителя:

– О существовании неразрывной связи между природными условиями в зоне смешанных лесов и хозяйственной деятельностью человека.
– О влиянии на развитие хозяйства исторических факторов развития общества.
– Об особой роли столичного региона и центрального положения по отношения ко всей стране. Здесь сконцентрирована основная часть экономически активного населения, промышленности, сельского хозяйства, науки, оборонного потенциала.

Оценки получают все ученики принявшие участие в уроке-семинаре, как подготовившие сообщения, так и те, кто принял активное обсуждение поставленных вопросов.

Домашнее задание:

Выписать в тетрадь название народных промыслов, которые получили развитие на территории Подольского района.
Как удалось крестьянам сочетать работу на земле с получением не сельскохозяйственной продукции?

Методические выводы.

В теме урока-семинара удачно совмещены два курса по Экономической и Физической географии России. Это позволяет повторить материал 8 класса и на его основе разобрать экономические предпосылки возникновения хозяйства в природной зоне смешанных лесов.
При подготовке и в ходе семинара были задействованы межпредметные связи по истории, биологии, краеведению, родному Подмосковью.
Форма проведения урока в виде семинара дает возможность продолжить работу над развитием речи и умением донести свои мысли до слушателей. В ходе урока появляется возможность проследить динамику от заселения этих земель до возникновения в этом районе крупного исторического, культурного, индустриального центра.