Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Лечебная физкультура в условиях Крайнего Севера

Добавлено: 2017.01.18
Просмотров: 228

Сулейманова Саида Анваровна, Учитель физической культуры

Актуальность темы исследования: Период обучения в школе – это время интенсивного развития организма, который чутко реагирует на факторы, влияющие на уровень здоровья школьников. В возрасте 7-14 лет пубертатные перестройки организма детей вызывают необходимость рассматривать физическое воспитание девочек отдельно от мальчиков (А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова). К 14-17 годам завершается формирование организма девочки как будущей матери. Однако в настоящее время у каждой десятой ученицы отмечается дисгармоничное физическое развитие, у каждой четвертой – нарушение формирования скелета, у каждой четырнадцатой – артериальная гипертензия, у каждой 10-15% от общего числа школьниц – гинекологические заболевания. При этом 30% девочек подростков входят в различные группы риска, а за время обучения в школе число здоровых подростков сокращается в пять раз (С.В.Хрущев, А.А.Баранов).

Анализ проблем оздоровительной направленности обучения в условиях Крайнего Севера показал необходимость комплексного подхода к обеспечению физкультурных занятий с учащимися специальных медицинских групп. Проведенные исследования по физическому воспитанию школьников в специальных медицинских группах указывают на то, что методика преподавания физической культуры в специальных медицинских группах в школе также недостаточно представлена. Для педагога, работающего с учащимися с ослабленным здоровьем, отсутствуют обоснование и практические рекомендации – как, каким образом и что использовать в занятиях для работы с отстающими показателями здоровья школьников. По этой причине дети, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе, либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности (А.Б.Гандельсман, Г.И.Смирнов), либо занимаются в подготовительной группе, что может усугубить имеющиеся нарушения здоровья.

По данным МОУ СОШ № 16 2006-2007 учебном году 5% учеников, отнесенные к специальной медицинской группе, занимались обязательными оздоровительными физическими упражнениями на уроках физической культуры. С другой стороны, образовательные учреждения не располагают методическими указаниями, которые связаны с индивидуальными подходами и характеристиками для коррекции отстающих показателей здоровья учащихся специальной медицинской группы.

Выше изложенное указывает на актуальность проблемы и необходимость комплексного подхода для проведения оздоровительных занятий с индивидуальной направленностью корригирующих средств в специальных медицинских группах школьников что определило тему моего исследования: “Занятия специальной медицинской группы в условиях Крайнего Севера”.

Ведущая идея исследования. Школьники особенно девочки 7-14 лет в период полового созревания – особенно чувствительной контингент не только к различным заболеваниям, но и к педагогическим воздействиям, а в частности – к физически упражнениям. Родители и врачи, как правило, при тех или иных недомоганиях прибегают только к одному средству – освобождают школьников от физкультурных занятий.

Идея работы состоит в использовании индивидуального подбора корригирующих упражнений и средств для каждой школьницы специальной медицинской группы на основе вида болезни, морфофункциональных показателей, психологического состояния и физической подготовленности. Комплексный и индивидуальный подход, по моему мнению, позволит выявить отстающие от возрастной нормы статические характеристики, по параметрам которых создаются индивидуальные программы и методика направленных педагогических воздействий для коррекции показателей здоровья.

Цель исследования: доказать эффективность методики индивидуальных корригирующих воздействий занятий по физическому воспитанию в специальных медицинских групп школьников в условиях Крайнего Севера.

Объект исследования: процесс физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Предмет исследования: оздоровительные занятие со специальной медицинской группой школьников в условиях Крайнего Севера.

Гипотеза исследования: эффект оздоровительных занятий со школьниками усилится, если системно изучены индивидуальные особенности вида болезней, развития подросткового организма, морфофункционального, психологического состояния, показателей физической подготовленности школьников основной, подготовительной и специальной медицинских групп. Можно предположить, что комплексный подход позволит выявить отстающие от возрастной нормы статические характеристики для создания индивидуальных корригирующих программ и методики занятий для школьников специальной медицинской группы.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы занятий по физической культуре школьников специальной медицинской группы.

2. Последовательность оздоровительной работы со специальной медицинской группой, основанную на учете особенностей развития и индивидуальном подходе к детскому организму и проверить ее эффективность.

3. Осуществить подбор и систематизировать индивидуальные упражнения, средства и методы для коррекции отстающих от возрастной нормы показателей здоровья школьников в условиях Крайнего Севера на основе статистических характеристик, характерных для видов заболеваний, морфофункционального состояния, показателей физической подготовленности, психологического состояния школьниц специальной медицинских групп.

4. Разработать оздоровительные занятия, в которой представлена индивидуальные корригирующих воздействий физкультурных занятий для специальной медицинской группы школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научно - методической литературы и обобщение передового опыта в практике физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; врачебно-педагогические обследования; педагогические и психологические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование, опрос); опытная работа; аналитические и математические методы оценки результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием комплекса медико-биологических и психолога - педагогических методов; достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, корректной математической обработкой материалов исследования; ретроспективным анализом с опорой на научную методологию, адекватных цели и задачам изыскания; развернутой качественной интерпретацией результатов исследования, основанной на педагогических технологиях.

База исследования. Основное исследование по теме проводилось на базе МОУ СОШ № 16 Г. Новый Уренгой с 2006-по 2009год.

Научная новизна исследования:

Разработка последовательность оздоровительной работы педагога, учитывающая индивидуальный подбор корригирующих упражнений для каждого школьника специальной медицинской группы. На начальном этапе проводится систематизация видов болезней, оценка состояния здоровья учащихся по морфофункциональным и по признакам и психологическому состоянию, а затем определяется уровень физической подготовленности. По данным параметрам выявляются индивидуальные и общие сравнительные статистические характеристики школьников основной, подготовительной и специальной медицинских групп, которые диагностируют отстающие от нормы показатели здоровья, что является основной для подбора упражнений, средств и методов; создания программы и методики индивидуальных корригирующих воздействий при проведении уроков в специальной медицинской группе. Эффективность работы обеспечивается системной контроля всех оздоровительных мероприятий.

На основе комплексного подхода исследовано влияние видов болезней, возрастных изменений морфофункциональных показателей, психологического состояния, физической подготовленности, представленных в виде сравнительных индивидуальных и общих статистических характеристик школьников специальной медицинской группы. Анализ результатов определяет отстающие от возрастной нормы статистические параметры, по которым осуществляется подбор упражнений, создаются программа и методика индивидуальных педагогических воздействий для коррекции показателей здоровья.

Усредненные статистические показатели школьников иллюстрируют общую картину отстающих характеристик здоровья, а по ним намечаются пути коррекционной работы для каждой школы и конкретных детей.

С помощью системного подхода разработана занятия оздоровительных занятий школьников 7-14 лет специальных медицинских групп, направленная на индивидуализацию работы с учетом вида болезни, морфофункционального и психологического состояния и физической подготовленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в системном подходе обеспечения школьников специальных медицинских групп, суть которого в индивидуализации корригирующих средств, с учетом вида болезней, морфофункциональных показателей, физической подготовленности, психологического состояния, служащих основной и ориентирами для коррекционной и оздоровительной работы учителя физической культуры.

Модифицированы, усовершенствованы и дополнены раздел теории, практические умения и навыки, дополнительные внеурочные и внешкольные формы, с учетом индивидуальных характеристик.

Практическая значимость исследования. В учебный процесс образовательных учреждений внедрены программа и методика индивидуальных корригирующих воздействий проведения оздоровительных занятий, тесты по оценке физической подготовленности школьников 7-14 лет, система обязательных домашних заданий для школьников. Полученные результаты могут быть использованы при проведении уроков физической культуры в школах.

Доказана эффективность методики индивидуальных корригирующих воздействий физкультурных занятий со школьниками специальной медицинской группы. Предложена система упражнений, средств и методов для направленных педагогических воздействий и коррекции индивидуальных отстающих от региональной нормы показателей здоровья.

Сформулированные гипотеза, цель и задачи определили ход теоретиков-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа в период с 2006по 2009 год.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (2006-2007г.г.), проводился теоретический анализ научно – методической литературы, изучался опыт физического воспитания учащихся специальных медицинских групп, состояния проблемы физического воспитания этих групп в школе № 16 г.Новый Уренгой. Определялись предмет, объект, цель и гипотеза, исследования, его задачи. Разработана последовательность работы педагога по физическому воспитанию школьников СМГ. Для учащихся СМГ, проводились предварительные комплексные медико-биологические и психолога – педагогические исследования школьников основной, подготовительной и специальной медицинских групп.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2007-2008г.г.) на уроках физической культуры подбирались и апробировались физические упражнения, средства и методы, нормирование нагрузки; анализировались реакции организма на их воздействия, соответствующие возрасту, морфофункциональному развитию и физической подготовленности детей. Обосновывалась методика индивидуальных корригирующих воздействий оздоровительных занятий, продолжалось внедрение и вносились коррективы занятий по физической культуре для специальной медицинской группе.

На третьем этапе (2008-2009гг.) проведены анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, систематизация и интерпретация результатов, оформление работы, сделаны выводы и разработаны практические рекомендации.

На защиту работы выносятся:

Последовательность оздоровительной работы педагога в специальной медицинской группе школьников 7-14 лет, основанная на индивидуализации подбора корригирующих средств и методов, содержащая следующие ступени: определение индивидуальных и общих сравнительных статистических характеристик школьников, анализ и систематизация видов болезней, оценка состояния здоровья учащихся по морфофункциональным признакам, уровню психологического состояния физической подготовленности. Диагностика отстающих от нормы показателей здоровья – основа для подбора упражнений, средств и методов, индивидуальных корригирующих воздействий при проведении уроков в специальной медицинской группе. Этапы оздоровительной работы обеспечиваются системой контроля и коррекции всех мероприятий.

Для оптимального подбора физических упражнений, методики индивидуальных корригирующих воздействий оздоровительных занятий школьников специальной медицинской группы необходимы индивидуальные и общие возрастные статистические характеристики морфофункциональных показателей, физической подготовленности и психологического состояния.

Для оздоровительных занятий школьников СМГ, в которой на основе индивидуализации направленных педагогических воздействий усовершенствованы содержание и структура годового планирования, раздел теоретических знаний, практические навыки и умения, оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеурочные и внешкольные, самостоятельные занятия школьников, использование тренажеров, а также тесты и нормативы физической подготовленности. Методика индивидуальных корригирующих оздоровительных воздействий, включающая подбор и систематизацию физических упражнений, оптимальную структуру урока, индивидуальные комплексы и дозировку физических упражнений. Раздел целенаправленной внеклассной разъяснительной работы с родителями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на методических семинарах и региональных научно – методических конференциях.

Структура и объем темы. Она состоит из введения, трех глав, практических рекомендаций, списка использованной литературы.

Содержание работы

В I главе “Состояние проблемы обеспечения занятий по физическому воспитанию в СМГ в условиях Крайнего Севера” анализируется современное состояние и уровень здоровья учащихся для обеспечения физкультурных занятий СМГ в общеобразовательной школе №16 г. Новый Уренгой. В исследованиях представлено, что только у 10% учащихся имеют пропорциональное телосложение, у 40 – 50% школьников отмечаются различные функциональные отклонения, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к серьезным заболеваниям ( С.В. Хрущев, П.Г. Кайносов, Н.Я. Прокопьев). Ряд авторов (А.А. Баранов, М.Ю. Попов.), анализируя заболевания, встречающиеся среди детей, считает, что их истоки находятся именно в подростковом возрасте. Более чем у половины выпускников имеются нарушения осанки разной степени тяжести. Более 16% детей в возрасте 6-15 лет имеют отклонения показателях артериального давления. При этом подчеркивается влияние изменяющегося гормонального фона на вегетативную нервную, а через нее на сердечно – сосудистую системы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости систематического контроля за состоянием сердечно – сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата школьников 7 – 14 лет, отнесенных к СМГ.

Анализ нормативных документов и литературы (Е.К. Извекова, 1978; Э.Г. Булич, 1986; В.К. Велитченко,2000; В.С. Кузнецов, 2001; Л.И. Абросимова, 1989; В.С. Быков, 1999) показал, что в большинстве школ отсутствуют квалифицированные кадры и для работы со специальными медицинскими группами, и необходимое программно-методическое обеспечение. Это особенно важно, т.к. литература (Г.Н. Сердюковская, А.А. Гужаловский и др.) указывает на необходимость индивидуализации и бережного отношения к организму подростков. Однако на практике наблюдается групповое проведение занятий СМГ. Индивидуальный подход к повышению уровня отстающих показателей здоровья разработан недостаточно. Как правило, школы и учителя работают по кратким авторским рекомендациям, используя указания Министерства образования РФ. При этом типовой школьной программы для СМГ в доступной мне литературе не обнаружено. Отмеченные выше факторы являются одной из причин низкой эффективности уроков физической культуры в школе.

Анализ собственных и литературных данных позволил предложить логическую последовательность работы педагога по физическому воспитаю в СМГ. На первом этапе проводится анализ заболеваемости в группе и выделение преобладающих групп болезней. Затем – исходная оценка состояния здоровья по морфофункциональным показателям и психологическому состоянию, уровня физической подготовленности учащихся основной (ОМГ), подготовительной (ПМГ) и СМГ для выявления присущих спецмедгруппе нарушений. Данные исследования позволяют создать средние статистические характеристики, по которым можно наметить программу коррекции и нормализации выявленных нарушений. В дальнейшем разрабатывается содержание учебной программы и методика оздоровительных занятий школьников СМГ. Сюда включены: необходимые теоретические знания, особенности годового планирования, практические навыки и умения, дополнительные формы организации (внеурочные и внеучебные), тесты, нормативы, программы индивидуальных, самостоятельных занятий, формы работы с родителями, структура, методика урока, дозировка физической нагрузки, содержание, средства, методы проведения оздоровительных занятий. На всех этапах провожу контроль и коррекцию своей работы.

Во II главе “Анализ сравнительных статических характеристик морфофункциональных показателей, физической подготовленности и психологического состояния школьников различных медицинских групп” содержится анализ видов заболеваний школьников 2006-2007 уч.г., когда превалировали заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата (47%), а сердечно-сосудистой и дыхательной систем были на втором месте (35,8%). По статистическим данным за 2006-2007 уч.г. заболевания сердечно-сосудистой системы составили 35,8%, а 47% - нарушения опорно-двигательного аппарата. Др. виды находятся в диапазоне от 1,3 до 18,4 % от общего числа заболеваний. Анализ данной структуры заболеваний указывает на основные направления оздоровительной работы, которые связаны с подбором индивидуальных корригирующих упражнений для конкретных видов болезней видов болезней школьников СМГ.

Практическая реализация разработанных программы и методикидля повышения уровня здоровья учащихся

Разработка методики индивидуальных корригирующих воздействий
Структура урока Методика урока Дозировка Форма организации

Создание программы
Теория и годовое планирование Практические навыки и умения Дополнительные формы (внеурочные и др.) Тесты, нормативы Программа индивидуальных, самостоятельных занятий Тренажеры

Анализ статических характеристик отстающих показателей состояния здоровья школьников СМГ

Определение физической подготовленности
Скоростные качества Выносливость Сила Гибкость Координация движений Скоростно-силовые качества Скоростно-силовая выносливость

Индивидуальная и общая оценка состояния здоровья учащихся
физическое развитие Функциональное

состояние

Психологическое состояние Структура и уровень заболеваемости

Использование госстандарта физкультурного образования

Схема. Последовательность оздоровительной работы педагога по физическому воспитанию школьников 7-14 лет специальных медицинских групп.

Распределение учащихся средней школы №16, где проходило исследование, на медицинские группы составляла основная- 81%, подготовительная медицинская группа – 16%, специальная медицинская группа включала 3%. Занималось в специальной медицинской группе 32 школьника.

В специальной медицинской группе ежегодно регистрируется до 6% случаев от общего числа, что отрицательно сказываются на успеваемости школьников, которые чаще болеют, пропускают занятий и хуже учатся.

На каждом из этапов эксперимента было обследовано по 32 школьника. До начала педагогического эксперимента были получены сравнительные статистические характеристики, отражающие индивидуальные и общие показатели физического развития школьников 7-14 лет основной, подготовительной и специальной медицинской групп. Значения каждой группы по классам сравнивались с нормой для конкретного возраста учащихся. По результатам оценки морфологических признаков: показатели массы, длины тела, окружности головы, грудной клетки, школьников СМГ не имели достоверных различий со школьниками других медицинских групп. Это касается и показателей биологического созревания. Однако углубленный медицинский осмотр обнаруживает у 47% учащихся искривления позвоночника, 8% плоскостопие и др. нарушения опорно-двигательного аппарата, существенно ослаблен.

Анализ показателей функционального состояния выявил, что школьники СМГ отстают от своих сверстников из основной и подготовительной медицинских групп, что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной адаптации к физическим нагрузкам и подчеркивает необходимость повышения функциональных возможностей средствами физической культуры.

Показатели функционального состояния (ЧСС, ЧД, АД) в покое у школьника СМГ не имеют достоверных различий с показателями школьников ОМГ и ПМГ, однако при выполнении “малых” (ортоклиностатическая) и “средних” (проба Мартинэ) физических нагрузок функциональные показатели (ЧСС, ЧД, индекс Руфье-Диксона) характеризуется дезадаптационную реакцию организма, а период восстановления функций превышает нормальный в два раза, что свидетельствует о низких адаптационных возможностях организма учащихся СМГ к перенесению физических нагрузок.

Неадекватный возрастной норме уровень функциональных параметров сказывается на физической подготовленности школьников СМГ группы 7-14 лет, которые отстают от более здоровых сверстников по развитию таких физических качеств, как скоростные, силовые, скоростно-силовые; по показателям выносливости, координационным способностям, вестибулярной устойчивости, скорости реакции (р-0,05).

Мною были проведены исследования психологического состояния школьников 7-14 лет, которое определялось по следующим тестам: психомоторная проба (по Ильину), характеризующая работоспособность нервных клеток и нервной системы в целом, показатели общей и школьной тревожности (по Кондашу). Установлено, что чем ниже уровень физического и функционального развития, тем выше тревожность, психологический дискомфорт. У 7% школьников параллели 5 классов СМГ – высокий уровень общей тревожности, у школьников ОМГ этот показатель в пределах 89% . Заболевания школьников СМГ негативно влияют на физическое развитие, функциональное состояние организма, психологическое состояние, уровень физической подготовленности, а в конечном итоге приводят к снижению успеваемости в школе.

Индивидуальные и средние статистические характеристики позволяют определить направления оздоровительных занятий в процессе физического воспитания школьников 7-14лет специальных медицинских групп, так как выявляют отстающие параметры состояния здоровья и позволяют наметить пути их нормализации. Например, у Д.А. ученика 9 класса жизненная емкость легких, показатели скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливость; почти вдвое увеличено время восстановления пульса, АД после нагрузки, нарушена осанка. Для школьников формируется индивидуальная программа, включающая комплекс корригирующих физических упражнений, укрепляющих мышечный корсет, исправляющих осанку и нормализующих функции сердечно-сосудистой системы, а также повышающих уровень физических качеств.

Таким образом, анализ экспериментальных данных выявил основные направления в разработке программы занятий со школьниками 7-14 лет, отнесенными к СМГ. На начальном этапе в процессе физического воспитания необходимо учитывать влияние возрастных морфофункциональных признаков, психологического состояния и уровня физической подготовленности на организм учащихся. При этом используются индивидуальные и средние статистические характеристики школьников СМГ, а по ним в дальнейшем намечаются конкретные действия для нормализации состояния здоровья (нарушений сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата и др.), психологического состояния и физической подготовленности учащихся.

В III главе “Оценка эффективности учебной программы и методикой занятий по физическому воспитанию школьников СМГ”, с учетом индивидуальных особенностей и подбором направленных педагогических воздействий для школьников СМГ. Распределение разделов и учебного материала в годовом планировании составлено с учетом особенностей вида болезни, индивидуальных морфофункциональных показателей, физической подготовленности психологического состояния учащихся СМГ.

Программа в общей сетке часов соответствует типовой школьной программе и составлена таким образом, чтобы обеспечить решение оздоровительных задач. Последовательность занятий предполагает постепенное воздействие на опорно-двигательный аппарат для укрепления, формирования мышечного корсета скелета и правильной осанки. Планируемые упражнения должны оптимизировать функции организма (например, реакцию на нагрузку сердечно - сосудистой системы).

Раздел легкой атлетики – 12 часов разбит на две части. Первая часть 5 уроков проводится с середины сентября и до начала октября, укрепляя двигательный аппарат; вторая часть 7 уроков – с конца апреля и до начала мая. Раздел “Корригирующая гимнастика и лечебная физическая культура” 24 часа, имеет направленность в основном на коррекцию осанки и профилактику ее нарушений. Он разбит на 6 частей, по 4 часа в каждой части. Кроме этого, упражнения, корригирующие осанку, даются на четырех уроках и в других разделах программы по физической культуре. Лыжную подготовку 16 часов наиболее удобно проводить в феврале - марте. На занятиях основное внимание уделяется обучению и совершенствованию лыжных ходов в зоне умеренных нагрузок, при этом усиливается воздействие на опорно – двигательный, аппарат после гимнастики и легкой атлетики. Раздел плавания 10 часов январь-февраль, базируется на высокой мотивации, и, как следствие, нормализуется функции сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Наряду с подготовительными упражнениями перед плаванием проводятся упражнения по коррекции осанки. Подвижные игры 6 часов разбиты на 2 раздела по 3 часа. Первая часть проводится в конце октября, вторая – в конце марта. Во всех разделах программного материала – посильное овладение практическими навыками и умениями в отдельных в отдельных видах спорта и обучение. Применению физических упражнений для коррекции отдельных отклонений в состоянии здоровья, а также умение самостоятельно работать по индивидуальной программе. Разработан ы дополнительные в режиме учебного дня и внеурочные формы организации физвоспитания учащихся гимнастика до занятий, игры и развлечения, физкультурные паузы на общеобразовательных уроках. В содержание дополнительных занятий входят естественные движения ходьба, бег, различные спортивные игры, общеразвивающие комплексы упражнений, закаливающие процедуры. Игры и развлечения проводятся на спортивных площадках, в спортзалах или тренажерном зале, все это зависит от погодных условиях. Внешкольные занятия – в спортивных секциях, кружках. Кроме того – походы, посильная трудовая деятельность.

На основании эмпирического опыта, собственных экспериментальных исследований рекомендованы тесты и методика оценки по приросту индивидуальных значений различных сторон физической подготовленности школьниц. Программа индивидуальных воздействий и самостоятельных занятий предлагает применение тренажеров, подбор комплексов упражнений и их дозировку в зависимости от уровня физического развития и имеющихся нарушений в состоянии здоровья. При этом учителя физкультуры могут ориентироваться на индивидуальные статические характеристики состояния организма школьников, полученные в ходе эксперимента. Дополнительно предусматриваются задания с корректируемой дозировкой упражнений по объему и интенсивности для каждого конкретного школьника.

Одной из форм индивидуальной работы с учащимися являются домашние задания, способствующие систематически занятий физической культурой, развитию самостоятельности и активности занимающегося, дополнительно развивающие физические качества, сокращающие сроки реабилитации. Выполнение домашних заданий фиксировалось в специальном дневнике самоконтроля и индивидуальных заданий, которые проверяются на уроках физкультуры. В комплекс домашних заданий входят: “Утренний комплекс физических упражнений”, “Утренняя гигиена и закаливающие процедуры”, “Специальные занятия”, направленные на развитие отстающих физических качеств, дневные и вечерние прогулки на свежем воздухе.

Методика занятий. Отличительной чертой структуры урока является продолжительность его частей, что объясняется индивидуальным особенностями реакции организма детей переносить физические нагрузки и учитывает функциональное состояние систем детского организма, а также наличие дефектов осанки. Поэтому в каждом конкретном случае дозировка физических упражнений подбирается индивидуально, в соответствии с показаниями и противопоказаниями для перенесенного заболевания. Методика урока строится таким образом, что при использовании физических упражнений для опорно-двигательного аппарата происходит постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, а именно: воздействие на кости и мышцы сочетается с повышением ее функций. Все используемые упражнения выполняются с учетом основных дидактических принципов и строго дозируются.

Методические рекомендации для школьников СМГ, перенесших заболевания костно-мышечного системы, содействуют; а) созданию прочного мышечного корсета;

б) исправлению существующих деформаций позвоночника; в) нормализация дыхания; г) восстановлению работоспособности после болезни. Все это позволяет постепенно нормализовать функции детского организма.

Методика занятий предусматривает создание и реализацию индивидуальных программ занятий школьников, в которых на основе статистических характеристик используется преимущественно те упражнения, которые поднимают до уровня нормы отстающие функции и физические способности.

После перенесения заболеваний органов дыхания на уроках физической культуры для школьников рекомендую упражнения, способствующие увеличению экскурсии грудной клетки, в основном это дыхательные упражнение и регламентированное дыхание при выполнении физических упражнений. Большое значение имеет выполнение упражнений в аэробном режиме с длительностью более пяти минут с низкой интенсивностью (ЧСС не более 110-130 уд/мин): дозированная ходьба, бег трусцой; упражнения, тренирующие мышечные группы, участвующие в дыхании в статическом и динамическом режиме. Детям рекомендуются закаливающие мероприятия и массаж.

Для учащихся с сердечнососудистыми заболеваниями исключаются резкие перепады нагрузок по типу ускорений и остановок, которые могут приводить к нарушению работы сердца. Данной категории школьников не рекомендуется короткие эстафеты, игры в баскетбол, волейбол, теннис, футбол, ручной мяч и прочее; бег на короткие дистанции; кратковременные усилия, превышает 50% от максимального (поднятие тяжестей, статические усилия). Для положительного эффекта детям предлагается использовать плавные гимнастические упражнения на развитие гибкости, динамические упражнения в ходьбе и беге в аэробном режиме. Рекомендуется выполнение дыхательных движений с удлиненным выдохом, исключается упражнения с задержкой дыхания.

В основной части урока применяются упражнения, направленные на: развитие отстающих мышечных групп, исправление дефектов осанки, активизацию ослабленных органов и систем организма с целью их нормализации, повышение общей выносливости организма. Это упражнения с регламентированным повторением, упражнения с предметами, подвижные игры, упражнения в равновесии, спортивные игры по упрощенным правилам. Каждый раз учителем при проведении занятий подчеркивалось, что упражнения выполняются с низкой интенсивностью, в аэробном режиме.

В ходе урока задания чередуются таким образом, что в начале разучиваются средства, требующие концентрации внимания, так как по мере утомления оно ослабевает. Закрепление и совершенствование двигательных навыков происходит в середине или в конце основной части урока. При развитии физических качеств предлагаются средства, требующие полного восстановления ЧСС и ЧД после повторного или интервального способа выполнения упражнения. Для эффективного восстановления учитель использует на уроке двигательные переключения, способствующие быстрой реакции функций организма.

На уроке применяются групповые, индивидуальные или индивидуально-групповые методы обучения. Чередование упражнений в основной части урока может быть как “поточное”, или “линейное”, в котором все ученики одновременно выполняют сначала одно, затем другое упражнение, так и по методу “круговой тренировки”, по “станциям”. Контроль интенсивности занятий осуществлялся по ЧСС, которая не превышала 130-150 уд/мин.

Заключительной части урока является приведение организма в оптимальное функциональное состояние, которое необходимо школьникам для последующих занятий по другим предметам. Предлагаются методы переключения на другой двигательный режим или деятельность. С этой целью используют упражнения на дыхание, расслабление, растягивание, строевые упражнения на внимание и координацию движений, правильность осанки.

В педагогическом эксперименте 2006-2009г. каждый год участвовало до 35 школьников из параллелей 2-8 классов МОУ СОШ № 16 г. Новый Уренгой. В начале учебного года врачами – педиатрами проводилось обследование школьников, в процессе определялась их принадлежность к медицинской группе. Школьники, ранее находившиеся в основной или подготовительной группах, но по состоянию здоровья, отнесенные к специальной медицинской группе, входили в состав групп, с которыми проводился педагогический эксперимент. В проведенном обследовании по тестам на протяжении трех лет учебы в начале и в конце учебного года были получены сравнительные данные основной, подготовительной, специальной медицинской групп по каждому классу. В конце каждого года параметры состояния организма всех школьников сравнивались по приросту с нормативными показателями. При этом школьников, учителя и родители информировались о том, какой процент морфофункциональных показателей, психологического состояния и физической подготовленности отстает от нормы, взятой за 100%. Таким образом, создавалась индивидуальная мотивация для улучшения требующих коррекции функций и состояния здоровья.

По результатам педагогического эксперимента, в котором участвовали школьники СМГ доказана правильность выбранной ориентации каждой школьницы на достижение нормального уровня функционирования организма.

Изменились в положительную сторону показатели физического развития, например, жизненная емкость легких школьников с 2 по 7 класс превышает нормативный показатель на 4-5%, что указывает на эффективность разработанной методики оздоровительных упражнений.

Аналогичные изменения, вызванные применением экспериментальной методики, произошли с показателями функционального состояния. Показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, время восстановления после нагрузки, коэффициент эффективности кровообращения, индекс Руфье-Диксона) соответствуют норме и достоверно лучше, чем, результаты, зафиксированные до начала педагогического эксперимента.

В конечном итоге оздоровительные занятия способствовали сознательному отношению школьников к учебе, которые стали более крепкими физически, устойчивыми психологически и добились в процессе обучения положительных результатов.

Последовательность оздоровительной работы педагога, включающая методику оздоровительных занятий оказалась достаточно эффективной. Выдвинутая гипотеза подтверждена результатами внедрения программы, цель и задачи исследования полностью решены, что отражено в выводах.

ВЫВОДЫ

1. Анализ проблемы совершенствования физкультурных занятий школьников выявил ежегодное снижение показателей здоровья школьников. Повышение на 1-2% численности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, недостаточную разработанность программы и методики индивидуальных оздоровительных занятий для учащихся с ослабленным здоровьем. Возникла необходимость модернизации программы и методики индивидуальных корригирующих воздействий для специальных медицинских групп школьников 7-14 лет.

2. С позиции индивидуального подхода к выбору корригирующих воздействий доказана эффективность последовательности работы педагога со специальной медицинской группой, основанная на государственном стандарте, включающая выделение преобладающих групп болезней, оценки состояния здоровья, физической подготовленности школьников, для обоснования программы и методики оздоровительных занятий. Оптимальность оздоровительной работы обеспечивают непрерывные контроль и коррекции учебного процесса.

3.Поисковый педагогический эксперимент обнаружил в общей структуре заболеваний преобладание нарушений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. В результате комплексных исследований школьников 7-14 лет основной, подготовительной и специальной медицинских групп составлены индивидуальные и общие статистические характеристики морфофункциональных признаков, физической подготовленности психологического состояния, выявлено, что школьники специальной медицинской группы имеют самые низкие показатели функционального и психологического состояния, а в результате – слабую физическую подготовленность и ухудшение успеваемости по учебным предметам. Диагностика отстающих от возрастной нормы показателей здоровья служит основной для подбора физических упражнений, программы и методики занятий.

4. В практику образовательных учреждений внедрена учебная программа индивидуальных оздоровительных занятий СМГ школьников 7-14 лет, в которой на основе индивидуализации направленных педагогических воздействий усовершенствованы: годовое планирование, разделы теоретических знаний. Практические навыки и умения, контрольные нормативы, задания для самостоятельных заданий, мероприятия для работы с родителями, учитывающие динамику возрастных, индивидуальных морфофункциональных особенностей, психологического состояния и физической подготовленности. Дополнительно в программу введен раздел “Корригирующая гимнастика и лечебная физическая культура”, которая дополнила гимнастические упражнения, рекомендованные для более здоровых учащихся.

5. Педагогический эксперимент доказал эффективность разработанной методики индивидуальных корригирующих воздействий на учащихся СМГ. Ориентированный на конкретного школьника подбор средств и упражнений обеспечил повышение до уровня нормы отстающих функций и физических способностей. Благотворное влияние оздоровительных физических упражнений экспериментальной методики сказалось на улучшении показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы и работоспособности; физической подготовленности и психологического состояния (р-0,05).

В процессе эксперимента учащиеся опытной группы физически окрепли, у них повысились показатели, характеризующие состояние здоровья, что сказалось на учебе школьников СМГ, у которых средний балл успеваемости повысился на 2% (р-0,05).

Дополнительно наметились тенденция положительного перехода учащихся из СМГ: в подготовительную медицинскую и основную группу.

Входили в группу СМГ:

Список литературы

1. Л.С.Гишберг. Клиническое показания лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов. СМОЛГИЗ, 1948г.

2. Н.В.Мошков. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней, Москва, 1952г.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении, Москва 1962г.