Тип урока: урок-портрет, посвященный правительнице Древнерусского Государства княгине Ольге (945–957).
Цели и задачи урока:
Оборудование урока:
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с биографией правительницы Ольги.
По преданию, она родилась недалеко от Пскова, в незнатной и небогатой семье.
Имя приняла в честь князя Олега.Варяжское имя Хельга, в русском произношении Ольга, соответствует мужскому имени Хельги (Олег), что значит “святой”.
Прослушайте устное сообщение о жизни и деятельности княгини Ольги.
На доске вы видите вопросы, на которые надо ответить письменно в тетради.
Вопросы:
Подготовленная ученица. (Биографические данные)
В начале X века княжил в Киеве Игорь, сын князя Рюрика.
Охотился он как-то по берегам реки Великой, на Псковской земле.
Там он увидел девушку удивительной красоты. Когда пришло время Игорю вступать в брак, он попросил своего дядю, князя Олега, разыскать Девушку и посватать ее. Что было сделано. Ольга стала женой князя Игоря.
После гибели князя Игоря от рук древлян, правление перешло к княгине Ольге. Их сыну Святославу тогда исполнилось три года.
Прежде всего она наказала убийц мужа и утвердила власть над древлянами.
Отличаясь редким умом и большими способностями, правительница Обеспечила внутренний порядок в государстве.
В ту пору христианство постепенно распространялось на Руси.
В Киеве уже была построена греками церковь св. Ильи. Ольга отправилась в Константинополь. Византийский император Константин, стал ее крестным Отцом. Наставлял и крестил ее патриарх. В крещении она была наречена Еленой.
Возвратившись в Киев, Ольга, уговаривала сына Святослава креститься.
Но он отказался и жил по языческим обрядам.
Умерла Ольга в 969 году 24 июля. Погребена по христианскому обычаю.
Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою.
Учитель: Мы познакомились с нашей героиней заочно, пришло время взглянуть на ее портреты, исполненные в разные исторические эпохи.
(На экран проецируется один из портретов (икон) княгини Ольги)
Опишите внешний облие нашей героини.
(Выслушиваются ответы учеников)
Работа с раздаточным материалом (Приложение № 1)
Вопросы и задания:
На следующем этапе урока ученикам предстоит определить роль княгини Ольги в истории, оценить ее деятельность, выбрать наиболее соответствующие.
По их мнению изображение на иконе или на портрете.
Учитель организует групповую работу учащихся: класс делится на 4 группы, каждая из которых получает указания к тексту учебника.
Раздаточный материал и вопросы к ним. (Приложение № 2).
Вопросы для групп:
1. Назовите события, в которых принимала участие княгиня Ольга?
2. Оцените ее деятельность:
3. Выскажите свое отношение к действиям княгини Ольги. Какими средствами?
Она достигала цели?
Выберите наиболее реалистичное изображение (портрет, икона).
По завершении работы в группах учитель организует проверку выполненной учениками работы.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Мы можем выделить несколько точек зрения на личность княгини Ольги.
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
Домашнее задание.
Объяснить значение принятия христианской веры княгиней Ольгой, для развития Древнерусского государства.
Найдите дополнительную литературу, содержащую сведения о Княгине Ольге, прочитайте ее и расширьте полученные на уроке знания.
Нарисуйте свой портрет княгини Ольги.
Библиография: