Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

Добавлено: 2016.09.18
Просмотров: 269

Вохлачёва Надежда Владимировна, учитель биологии

Задачи урока:

Оборудование:

Пакеты заданий. Тест.

Актуализация знаний.

Органический мир.

- Назовите общие черты строения клеток эукариот.
- Назовите основные положения клеточной теории.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

  1. Работа в группах “путешествие в клетку”
  2. Оформление кластеров и их защита у доски
  3. Группа экспертов. “Избирательная проницаемость мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.

Пакеты заданий.

Группа 1. Наружная клеточная мембрана.

Мысль урока: Клетки – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

  1. Когда и кем был введен термин мембрана.
  2. Назовите свойства клеточной мембраны. Запишите блок-схему.
  3. Назовите функции клеточной мембраны. Термины. Поясните их.
  4. Предложите схему строения наружной цитоплазматической мембраны (работа с аппликацией).
  5. В чем отличие строения цитоплазматической мембраны от клеточной стенки грибов, растений и бактерий.
  6. Почему данную модель можно назвать “жидкостно-мозаичной”
  7. Дать определение Гликокаликс.

Группа 2. Свойства цитоплазмы.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

  1. На какие три группы можно разделить все органоиды клетки. Запишите схему.
  2. Основные органоиды цитоплазмы.
  3. Назовите свойства цитоплазмы.

Дополнительное задание:

Двумембранные органоиды – узнать по рисунку и подписать основные части.

Группа 3. Одномембранныс органоиды.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система

  1. Какие органоиды относятся к одномембранным? (стр. 58-59). Дополните схему.
  2. Какие виды ЭПС вы можете назвать, в чем их особенности, назвать их сходство и отличия.
  3. Используя рис. 27 и текст стр. 59-60 докажите взаимосвязь между функцией и строением ЭПС.
  4. Дать понятия терминам экзоцитоз и эндоцитоз.
  5. Какой органоид клетки можно образно назвать орудие самоубийства клетки?
  6. Дать определение термина “автолиз”.
  7. Почему при разрушении лизосом клетка погибает?

Группа № 4. Двумембраиные органоиды.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

  1. Какие органоиды относятся к двумембранным?
  2. В чем их сходство и различие.

а) внешняя и внутренняя мембрана;
б) основная функция;
в) наличие рибосом и ДНК;
г) передвижение;
д) деление;
е) разновидности;
ж) синтез белка;
и) отчего зависит количество в клетке.

Информация к размышлению:

  1. Почему зеленеет картофель?
  2. В зависимости от чего может менять окраска комнатного растения колеус.

Группа № 5. Немембранные органоиды.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

  1. Какие органоиды относятся к немембранным?
  2. Назовите их функции.
  3. Как “работают” рибосомы.
  4. Где располагаются рибосомы (9 кл. стр.50), клеточный центр 9 кл. (стр.56)
  5. Дать понятия терминам: полирибосомы. центриоли. (9 кл. стр.56)

Группа № 6. Группа экспертов.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

Тема: “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.

Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза и деплазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.

Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, раствор йода, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, репчатый лук.

Ход работы

  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  2. Удалите с микропрепарата воду фильтровальной бумагой. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
  3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Промойте микропрепарат водой, подождите 1-2 минуты. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

Вывод: Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

Тема: Включения и запасные вещества в растительных клетках.

Цель: Продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, развивать умение проводить наблюдения за биологическими объектами, видеть их нужные стороны и выявлять особенности строения.

Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода, клубень картофеля.

Ход работы

  1. Приготовить микропрепарат мякоти клубня картофеля, окрасить его раствором йода и рассмотреть зерна крахмала под микроскопом.

Вывод: Какую функцию в клетке выполняют включения? Встречаются ли включения в животных клетках? Приведите примеры. (9 класс стр.57)

Тест “строение клетки”.

1. Какие органеллы не имеют клеточного строения?

а) Митохондрии;
б) Рибосомы;
в) Пластиды;
г) Аппарат Гольджи.

2. Какие органеллы имеют двумембранное строение?

а) 11 ластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.

3. В каких органеллах растительных клеток идет синтез АТФ?

а) Хлоропласты;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.

4. В каких органеллах животных клеток идет синтез АТФ?

а) Хлоропласта;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.

5. В каких органеллах происходит только синтез белков?

а) Пластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.

6. В каких органеллах содержатся пигменты – хлорофилл и каротиноиды?

а) Митохондрии;
б) Хлоропласты;
в) Лейкопласты;
г) Хромопласты.

Закрепление.

Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.

Мы погружаемся в новое царство.
КЛЕТКА!
Не клетка, а государство:
Здесь есть таможня, центр, даже склады,
Электростанции, банк, автострады...
Но на пути возникает преграда –
Не ерунда, не забор, не ограда...
Просто мембрана.
Просто мембрана?
Попробуй прорваться,
Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
Центр управления выдаст приказ,
И лизосомы к вам мчатся тотчас.
Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
Все за работу!
Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
В клетку для вас путь навечно закрыт.
Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства.

ТЕСТ – ВОПРОСЫ “Строение клетки”.

1. Назовите двумембранные органоиды клетки.
2. Назовите одномсмбранные органоиды клетки.
3. Назовите немембранные органоиды клетки.
4. Какие органоиды не имеют мембранного строения?
5. В каких органеллах содержится пигмент – хлорофилл?
6. Какие образования являются включениями у растительной клетки?
7. 11азовите функции клеточной мембраны?

8. Что такое пиноцитоз?

а) Работа калий – натриевого насоса.
б) Уничтожение микроорганизмов.
в) Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.
г) Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки.

9. Что такое плазмолиз?

а) Отставание клеточной мембраны от клеточной стенки в результате выхода воды из клетки.
б) Тургорное состояние клеточной оболочки в результате поступления воды в кленку.
в) Гибель клетки в результате выхода воды.
г) Гибель клетки в результате избыточного поступления воды.

10. Кто и когда впервые ввел понятие клеточная мембрана?