Задачи урока:
Оборудование:
Пакеты заданий. Тест.
Актуализация знаний.
Органический мир.
- Назовите общие черты строения клеток эукариот.
- Назовите основные положения клеточной теории.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Пакеты заданий.
Группа 1. Наружная клеточная мембрана.
Мысль урока: Клетки – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Группа 2. Свойства цитоплазмы.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Дополнительное задание:
Двумембранные органоиды – узнать по рисунку и подписать основные части.
Группа 3. Одномембранныс органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система
Группа № 4. Двумембраиные органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
а) внешняя и внутренняя мембрана;
б) основная функция;
в) наличие рибосом и ДНК;
г) передвижение;
д) деление;
е) разновидности;
ж) синтез белка;
и) отчего зависит количество в клетке.
Информация к размышлению:
Группа № 5. Немембранные органоиды.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Группа № 6. Группа экспертов.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Тема: “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.
Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза и деплазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.
Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, раствор йода, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, репчатый лук.
Ход работы
Вывод: Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Тема: Включения и запасные вещества в растительных клетках.
Цель: Продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, развивать умение проводить наблюдения за биологическими объектами, видеть их нужные стороны и выявлять особенности строения.
Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода, клубень картофеля.
Ход работы
Вывод: Какую функцию в клетке выполняют включения? Встречаются ли включения в животных клетках? Приведите примеры. (9 класс стр.57)
Тест “строение клетки”.
1. Какие органеллы не имеют клеточного строения?
а) Митохондрии;
б) Рибосомы;
в) Пластиды;
г) Аппарат Гольджи.
2. Какие органеллы имеют двумембранное строение?
а) 11 ластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.
3. В каких органеллах растительных клеток идет синтез АТФ?
а) Хлоропласты;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.
4. В каких органеллах животных клеток идет синтез АТФ?
а) Хлоропласта;
б) Митохондрии;
в) Рибосомы.
5. В каких органеллах происходит только синтез белков?
а) Пластиды;
б) Рибосомы;
в) Митохондрии;
г) Аппарат Гольджи.
6. В каких органеллах содержатся пигменты – хлорофилл и каротиноиды?
а) Митохондрии;
б) Хлоропласты;
в) Лейкопласты;
г) Хромопласты.
Закрепление.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Мы погружаемся в новое царство.
КЛЕТКА!
Не клетка, а государство:
Здесь есть таможня, центр, даже склады,
Электростанции, банк, автострады...
Но на пути возникает преграда –
Не ерунда, не забор, не ограда...
Просто мембрана.
Просто мембрана?
Попробуй прорваться,
Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
Центр управления выдаст приказ,
И лизосомы к вам мчатся тотчас.
Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
Все за работу!
Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
В клетку для вас путь навечно закрыт.
Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства.
ТЕСТ – ВОПРОСЫ “Строение клетки”.
1. Назовите двумембранные органоиды клетки.
2. Назовите одномсмбранные органоиды клетки.
3. Назовите немембранные органоиды клетки.
4. Какие органоиды не имеют мембранного строения?
5. В каких органеллах содержится пигмент – хлорофилл?
6. Какие образования являются включениями у растительной клетки?
7. 11азовите функции клеточной мембраны?
8. Что такое пиноцитоз?
а) Работа калий – натриевого насоса.
б) Уничтожение микроорганизмов.
в) Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.
г) Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки.
9. Что такое плазмолиз?
а) Отставание клеточной мембраны от клеточной стенки в результате выхода воды из клетки.
б) Тургорное состояние клеточной оболочки в результате поступления воды в кленку.
в) Гибель клетки в результате выхода воды.
г) Гибель клетки в результате избыточного поступления воды.
10. Кто и когда впервые ввел понятие клеточная мембрана?