Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Тема урока: Современная Политическая карта мира. 10-й класс

Добавлено: 2016.05.23
Просмотров: 342

Клемюк Ольга Васильевна, учитель географии и экономики

Цели:

Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Приложение-презентация.

Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)

  1. Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
  2. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
  3. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
  4. Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
  5. Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.

Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.

Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5), в которую делят на 3 подгруппы:

Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6), выделяют 2 подгруппы:

Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:

Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10)

Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.

Слайд 9: По численности населения

Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:

Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.

Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.

Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.

3. Итоги урока.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.

4. Задание на дом.

Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.