Цели:
Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)
А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.
Б) Образование независимых государств Африки.
В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.
Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.
Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.
Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5), в которую делят на 3 подгруппы:
Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6), выделяют 2 подгруппы:
Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:
Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10)
Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.
Слайд 9: По численности населения
Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:
Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.
Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.
Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.
3. Итоги урока.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.
4. Задание на дом.
Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.