Загрузить презентацию (740 КБ)
Актуальность программы «Решение текстовых задач» обусловлена тем, что в настоящее время математика все шире проникает в повседневную жизнь. Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня важно, чтобы люди, понимали, как распоряжаться своими деньгами, как оценить свои доходы, как считать свои налоги, т.е. умели применить знания по математике в повседневной жизни. Бытовая математика сегодня нужна практически всем, навыки устного счета необходимы любому человеку. Содержание программы актуально и с точки зрения задач подготовки учащихся к выпускным экзаменам. На ЕГЭ одним из важных проверяемых элементов содержания является умение решать практическую задачу, составляя математическую модель предложенной в ней ситуации.
Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому?
Новизна программы «Решение текстовых задач» состоит в том, что она предполагает решать указанные проблемы не только в ходе решения известных в школьном курсе типов задач, но и в процессе обучения школьников составлению и решению задач на основе краеведческого материала. Ученик, составивший текст задачи самостоятельно, глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные ему типы задач и пополняет свой математический опыт.
Решение текстовых задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.
Каждый раздел программы «Решение текстовых задач» предусматривает решение самых разнообразных задач. Все темы, рассматриваемые на занятиях, представляют большой интерес для учащихся и предназначены для формирования общеучебных умений, связанных с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. Важное место в программе уделяется оформлению задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
Предполагается диалоговая форма обучения. Предусмотрено выполнение творческих работ.
Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников за счет его производности от базового уровня.
Программа ориентирована на практическое применение.
Курс рассчитан на 35 часов в год, в объеме 1 час в неделю, для учащихся 7-8 классов.
Цели: помочь учащимся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы, развивать у школьников математический кругозор, логическое мышление и исследовательские умения.
Задачи:
Формы и методы работы:
Основные знания и умения: В результате изучения курса учащиеся должны:
Ожидаемый результат:
Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты «Задачи на основе материала по истории родного края» и зачетная работа.
О поиске решения текстовых задач. Текстовая задача. Виды текстовых задач. История использования текстовых задач в России. Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. Понятие о математическом моделировании.
Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале». Сбор фактических данных. Историческая справка. Выбор математического содержания и типа задачи. Установление зависимости между числами. Составление условия задачи, ее решение и оформление.
Решение готовых задач, составленных на историческом материале. Решение задач из нетрадиционных сборников.
Составление задач на историческом материале. Составление задач и оформление задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
Задачи на проценты. Вводные задачи на доли. Задачи на дроби. Задачи на пропорции.Проценты и процентное отношение. Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам. Примеры решения задач. Процентные расчеты на ЕГЭ. Задачи на изменение величин. Простой и сложный процентный рост. Задачи, связанные с изменением цены. Задачи о вкладах и займах.
Задачи на движение. Движение: план и реальность. Совместное движение.Движения навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях из одной точки. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Задачи на смеси и сплавы. Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание». Правило «квадрата». Старинный способ решения задач на смеси. Задачи о трех сплавах (алгебраические и арифметические способы решения).
Задачи на совместную работу. Опорные задачи. Система задач, подводящих к составной задаче. Понятие производительности труда. Зависимость объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.
Нестандартные способы решения текстовых задач. Задачи, которые решаются при помощи неравенств. Переформулировка задачи. Задачи с альтернативным условием.
№п/п | тема | Кол-во часов | Из них | Формы занятий | |
теория | практика | ||||
1 | О поиске решения текстовых задач | 5 | 2 | 3 | Лекция. Беседа. Практикум. |
2 | Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале» | 2 | 2 | - | Беседа. |
3 | Решение готовых задач, составленных на историческом материале | 5 | - | 5 | Практикум по решению задач, составленных на историческом материале |
4 | Составление задач на историческом материале. | 5 | - | 5 | Самостоятельное составление задач. Обсуждение творческих работ. |
5 | Задачи на части. | 6 | 2 | 4 | Лекция. Практикум по решению задач. |
6 | Задачи на проценты. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
7 | Итоговое занятие. Презентация творческих работ | 4 | - | 4 | Защита проектов. |
Итого: | 35 | 8 | 27 |
№№ п/п | тема | Кол-во часов | Из них | Формы занятий | |
теория | практика | ||||
1 | История использования текстовых задач в России. | 2 | - | 2 | Беседа. Викторина. |
2 | Задачи на движение | 10 | 3 | 7 | Лекция. Практикум по решению задач. |
3 | Задачи на смеси и сплавы. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
4 | Задачи на совместную работу. | 8 | 2 | 6 | Лекция. Практикум по решению задач. |
5 | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 5 | 2 | 3 | Лекция. Решение задач. |
6 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Итоговая зачетная работа. |
Итого: | 35 | 9 | 26 |