Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Форма работы - групповая
Учитель читает стихотворение.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаешь ты и знаю я,
Что есть она,
Что есть она
Синтаксис страна.
- О какой стране идет речь в этом стихотворении?
- А есть страна невыученных уроков, куда при определенном желании может, к сожалению, попасть каждый.
- Итак, смотрим. Демонстрируется фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков» (Приложение 1)
- Какое чувство вызвал у вас фрагмент из мультфильма? Вы улыбнулись или загрустили?
- Вспомните стихотворение, которое я прочитала в начале урока и историю Виктора Перестукина, и скажите, какие разделы русского языка мы будем сегодня повторять?
Да, на сегодняшнем уроке мы обобщим материал предыдущих занятий, поговорим о серьезных, важных вещах, но делать это будем улыбаясь и с удовольствием.
Класс поделен на 3 группы. Разминка предусматривает групповую форму работы.
- Сначала, играя, поговорим о серьезном. Разгадаем кроссворд, ответами к которому станут понятия, изученные нами на уроках, посвященных изучению синтаксиса и пунктуации. (Приложение 2)
Нас ждет знакомство с увлекательной историей, автором которой является знаменитый писатель Астрид Лингрен. Вы наверняка знаете героев, созданных фантазией этой удивительной женщины, Пеппи – длинный чулок, Карлсон. Надеюсь, что и герой книги «Приключения Эмиля из Лённеберги» вам тоже знаком.
Группа №1
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу.
В этот день на обед сварили мясной бульон. Лина перелила его из кастрюли в цветастую супницу. Все уселись за круглый стол и с аппетитом принялись за еду. Эмиль очень любил бульон, поэтому он хлебал громко и торопливо.
Бульон был очень вкусный, все брали добавку, и в конце концов на дне супницы осталась только морковка с луком. Этим-то и решил полакомиться Эмиль. Он потянулся к супнице, придвинул ее к себе и сунул в нее голову. Когда же Эмиль почти вылизал дно, он, естественно, захотел вытащить голову из супницы. Но не тут-то было! Супница ловко обхватила его лоб, виски и затылок и не снималась.
Задания к тексту.
Группа №2
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (продолжение)
Эмиль наклонял голову по сторонам, скакал на одной ножке, но супница будто приросла к его голове. Если взрослые касались головы Эмиля, он сразу начинал ужасно орать.
Тогда маму озарила счастливая мысль. Она предложила отвезти мальчика к доктору, чтобы доктор безотлагательно оказал помощь Эмилю. Эмиль всегда полагал, что кататься в бричке – интересное дело, но не в таком же положении! По дороге он не мог видеть, что творится вокруг. Он не видел зарослей растений у дороги, вечерней зари в небе, когда она только начинает разгораться.
Задания к тексту.
Группа №3
История о том, как однажды Эмиль угодил головой в супницу. (окончание)
Дверь отворилась, и Эмиль заскочил в кабинет доктора. Доктор сказал: «Здравствуй, молодец! Что это у тебя на голове выросло?».
Эмиль предположил, что доктор сидит прямо перед ним. Тогда он аккуратно шаркнул ножкой и вежливо поклонился. Раздался оглушительный звон, и супница разлетелась на кусочки.
Оказывается, когда Эмиль учтиво наклонил голову, он со всего маху стукнулся об угол стола.
– Так благополучно закончилась история о том, как Эмиль однажды угодил головой в супницу.
Задания к тексту.
- Какое впечатление на вас произвела эта история?
- Какие предложения по цели высказывания встречаются в ваших отрывках?
- Предложений какого вида по цели высказывания нет в этих отрывках?
- Выпишите предложение, подчеркните грамматические основы предложений, начертите схемы:
- Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
Хочу вас сегодня познакомить с интересными, веселыми, нелепыми стихотворениями. Возникли они в Ирландии. Автором этих стихотворений-нелепиц является Эдвард Лир. (Приложение 4).
- Работа в группах. Каждая группа получила свой лимерик и должна провести небольшую исследовательскую работу «Синтаксические особенности лимериков» по предложенному плану. (Приложение 3).
Выступление представителей каждой группы.
Задание для любознательных:
Напишите лимерик по предложенному началу.