Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Мастерская построения знаний на уроке изобразительного искусства в 8-м классе по теме Интерьер как синтез искусств в архитектуре

Добавлено: 2015.12.18
Просмотров: 269

Иванова Елена Степановна, учитель изобразительного искусства и МХК

Введение

Тема “Интерьер как синтез искусств в архитектуре” является продолжением предыдущих тем четверти. С самого начала III четверти ведется работа над проектом выставочного павильона. Учебные задачи меняются: от проектирования конкретного архитектурного объекта в его взаимосвязи с природным ландшафтом, до выполнения макета интерьера здания.

Целью данного занятия является:

  1. Знакомство с интерьером как синтезом искусств в архитектуре
  2. Расширение представлений о стилистическом единстве интерьера различных эпох
  3. Формирование личностной значимости изучаемой темы для каждого учащегося.

Данное занятие построено в соответствии с требованиями технологии мастерских:

– Первое задание направлено на пробуждение интереса учащихся к данной теме. Учащиеся через ассоциации Здание-Куб самостоятельно приходят к определению интерьера. Данное задание направлено на развитие пространственного мышления и имеет интегративную связь с уроками геометрии

– Второе задание мастерской является индуктором (написать, как украшен интерьер собственного дома. Оно способствует появлению познавательных мотивов, т.к. создает интригу (а как это связано с темой урока). После просмотра видеофильма ребята самостоятельно обогащают свой запас знаний о декоре интерьера. Через сеть заданий формируется личностный интерес каждого ребенка к изучаемой теме. Проведя классификацию и синтез полученных примеров, ребята приходят к выводу о взаимосвязи всех видов искусств в интерьере.

– Третье задание предполагает “разрыв” в представлении учащихся о необходимости декорирования интерьера, выражающееся в словах архитектора Ле Корбюзье “Дом – это машина для жилья”. На этом этапе происходит столкновение с проблемой и выработка собственного отношения к данному высказыванию (может быть действительно здание должно быть только функционально, а декорирование излишне)

На уровне следующего задания (классификация предметов интерьера по стилям) ребята путем сравнения, анализа, синтеза выявляют основные моменты урока (только тот интерьер красив и безупречен, где соблюдаются единство стиля и связь с эпохой и обществом.) Знакомство с интерьерами различных эпох и использование применительно к ним формулировки Ле Корбюзье дает возможность расширить личный опыт учащихся, развивать неординарность мышления, творческий подход. Данный этап проходит в системе “деконструкции – реконструкции”: каждое задние дополняет с одной стороны, представления об изучаемом объекте, а с другой стороны, разрушает возникшие на предыдущей стадии.

Следующая работа по созданию эскиза интерьера выставочного павильона становится действительно целесообразной. Работа над проектом “Выставочный павильон” проходит логично и последовательно (макет – интерьер – окружающая среда)

Этап демонстрации и защиты собственных проектов интерьера (объяснение содержания) позволяет выявить уровень осмысления и глубину проникновения в данную тему.

Этап рефлексии совпадает с заданным домашним заданием (написать сочинение “Дом моей мечты”). Ученики через тему “интерьер как …” демонстрируют свое личностное отношение к теме и проговаривают основные смысловые понятия.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.

Поэтому в основу данного урока положен исследовательский метод обучения, где учащиеся самостоятельно добывают знания об интерьере и синтезе искусств в интерьере, а деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Наиболее соответствует этому методу проектные, групповые формы работы учащихся, которые имели место на данном уроке. Помощь учителя была нужна во время постановки проблемных вопросов и корректировки полученных знаний. По ходу занятия учащиеся опирались на полученные ранее знания о стиле, использовали навыки построения эскиза интерьера, с учетом перспективы. Закрепление новых знаний происходило во время практической работы, где нужно было нарисовать эскиз интерьера здания, учитывая единство всех видов искусства. По ходу урока у учащихся возникли трудности при выполнении задания, связанного с подбором единых по стилю предметов к данному интерьеру. Развивающие и воспитывающие цели урока достигнуты при выполнении групповых заданий.

Задачи урока:

  1. Дать возможность учащимся выработать свое представление об основных, характерных особенностях интерьера, актуализировать имеющиеся знания о стилистических направлениях различных эпох.
  2. Развивающая: формировать умения целеполагания, развивать аналитико– синтетическую деятельность учащихся, умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать способность работать в коллективе, умения слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, приходить к согласию и вырабатывать групповое мнение.

Ход урока

I. Завязка – интрига урока

(Учитель демонстрирует куб.)

Учитель: Давайте представим какое-либо абстрактное здание в виде этого куба. Мы знаем, что у куба 6 граней, но видеть одновременно можем только . Надо обойти здание кругом, чтобы удостовериться. А каким образом можно увидеть сразу все 6 граней?

(Ученики высказывают предположения. Наконец догадываются, что увидеть все 6 граней можно, оказавшись внутри куба.)

Показ макета интерьера.

Учитель: Эта задача имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к интерьеру. Так как интерьер – это внутренне пространство здания. Итак, тема нашего урока – “Интерьер как синтез искусств в архитектуре” (запись в тетради). Сегодня мы узнаем:

  1. Особенности интерьера разных народов и эпох
  2. Как в интерьере происходит взаимосвязь всех видов искусств
  3. Познакомимся с произведениями интерьерной живописи

Учитель: Напишите, какие вещи, предметы украшают ваш домашний интерьер (индивидуальная работа). Прочитайте свои записи в группах. Пусть кто-то один во время рассказа товарищей запишет слова в единый список.

(Просмотр видеофильма “великий Эрмитаж”.)

Учитель: Давайте посмотрим, как украшаются общественные здания. Включите в свой список те элементы декора, которых у вас еще нет. (Приложение 1)

Главные художники от каждой группы зачитывают по очереди свои списки (учитель фиксирует на доске).

Учитель: Можно ли объединить все выше написанное по видам искусства?

(Ученики соглашаются и предполагают.)

Ученики приходят к выводу, что действительно архитектура объединяет между собой все виды изобразительного искусства в интерьере.

II. Исследовательское маркирование “Интерьер эпохи”

Учитель: В номинации “Архитектура” большинство экспертов назвало Ле Корбюзье величайшей фигурой XX в. Он создал совершенно новые формы и системы миропонимания. Вот одно из его высказываний:

“Дом – это машина для жилья”.

Согласны ли вы с этим высказыванием? С тем, что главное в доме – удобство, а декор только мешает? Докажите свое мнение на основе следующего задания (каждой группе раздается набор пакетов – интерьер определенной эпохи и изображения различных предметов)

Задание: подберите к данному интерьеру соответствующие предметы декоративно– прикладного искусства (ребята работают в группах) (Приложение 2).

Выступления групп:

  1. Интерьер Кносского дворца (Крито-Микенская культура)

Интерьерная живопись: мозаика, фрески. Помещения штукатурились и украшались фресками и резными рельефами с изображением сбора урожая, игр.

  1. Античный интерьер (Древний Рим). Интерьерная живопись: мозаика, фреска. В оформлении интерьеров применяется искусственный мрамор и штукатурка. Стены украшаются росписями и мозаиками.
  2. Готический интерьер (средневековье– Западная Европа). Интерьерная живопись: рельеф, мозаика, витраж, фреска.

Готический собор идеальным образом подходит для синтеза искусств: скульптур, витражей, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.)

  1. Современный интерьер (Хай-тек). В произведениях представителей хай– тека демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей.

Обсуждение высказывания Ле-Корбюзье. Учитель записывает на доске мнения учащихся, они приходят к выводу, что в любом интерьере есть 2 важные составляющие:

  1. Стиль – единство характерных признаков всех видов искусств в интерьере
  2. Связь с обществом и эпохой

III. Практическая работа

Учитель: Сегодня, продолжая работу над проектом “выставочный павильон”, вам предстоит выполнить эскиз интерьера выставочного павильона (перед учащимися находится макет выставочного павильона, выполненный на предыдущем уроке). Укажите, в какой части интерьера будет располагаться настенная живопись или рельеф. (Приложение 3)

Учитель: Продемонстрируйте эскизы в группах и выберите наиболее удачные работы. (Приложение 4)

Афиширование (представители от каждой группы рассказывают о своих работах).

IV. Домашнее задание

Написать дома сочинение “Дом моей мечты”.