Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок биологии по теме Голосеменные

Добавлено: 2015.12.05
Просмотров: 354

Темичева Светлана Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. -М.: Дрофа, 2010. - 272 с.
  2. Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения". - М.: Дрофа, 2010. -30 с.

Цели: Сформировать представление об особенностях строения растений отдела голосеменные. Развить умения работать с гербарным материалом и натуральными объектами. Воспитать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: гербарные материалы лиственницы, сосны, ели, кипариса и можжевельника, шишки, ветки хвойных растений, водоросли, мох Кукушкин лён (Polytrichum commune Hedw.), папоротник Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas L.), ветки деревьев с образцами листоватых лишайников, электронные уроки биологии " Растительный мир" (Мультмедийное издание.М.:Новый диск, 2008), интерактивная доска, линейка.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Технологии:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;

3. Технологии развивающего обучения.

Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.

Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся - аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения, развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы, происходит закрепление знаний о высших и низших растениях, формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.

План урока:

  1. Введение (3 мин)
  2. Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
  3. Этап изучения нового материала (15 мин).
  4. Этап закрепления знаний (12 мин).
  5. Заключительный этап (5 мин).

Введение (3 мин)

Приветствие класса, настрой на урок, подготовка учащихся к уроку. Тема урока написана на доске.

Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).

К доске вызывается 3 человека. Длительность работы -6 -7 мин . + ответы 3 мин.

Задания: а) Работа с инструктивной карточкой. Описание Хвоща полевого (на интерактивной доске Электронные уроки биологии " Растительный мир" Урок 1 С.10.) - 1 человек.

Инструктивная карточка № 1:

  1. Докажите, что хвощ относится к высшим споровым растениям?
  2. Какими двумя способами размножается хвощ?
  3. Где находятся споры у хвоща?
  4. Почему хвощ называют индикатором почвы?
  5. Какое вещество накапливается в стебле хвоща?
  6. В чём отличие летнего и зимнего побега хвоща?
  7. Как использует человек хвощ?

б) Работа с понятиями: таллом, ризоиды, симбиоз, яйцеклетка, вайя. Задания: написать определения к понятиям. - 1 человек.

в) Работа с наглядным материалом: Сравнение мха и папоротника и поиск черт сходства и отличия. (растения мха и папоротника) .Работа по инструктивной карточке. - 1 человек.

Инструктивная карточка № 2:

  1. Каково строение папоротника?
  2. Каково строение мха?
  3. Почему эти растения относят к высшим споровым растениям?
  4. Где находятся споры у мха и папоротника?
  5. Какие прогрессивные черты строения можно выделить у папоротника по сравнению со мхом?
  6. В каком растении преобладает фотосинтезирующий гаметофит?
  7. В каком растении преобладает фотосинтезирующий спорофит?

Параллельно с выполнением индивидуальных заданий проходит фронтальная беседа с классом.

Вопросы:

  1. Ребята, скажите, на какие две группы по строению тела можно разделить все растения?
  2. В чём отличие высших и низших растений?
  3. Назовите отделы растений, относящиеся к низшим растениям? (на столе образцы водоросли, мха, лишайника и папоротника)
  4. В чём уникальность лишайников? Почему их называют пионерами среди растений?
  5. Можно ли найти цветок папоротника в ночь на Ивана Купалы? Почему?
  6. Что такое спора? Для какого вида размножения необходимы споры?
  7. Какие растения размножаются с помощью спор кроме папоротника?
  8. Почему все споровые растения растут только во влажных местах?
  9. Что такое гаметы? У каких растений преобладает гаметофит над спорофитом?
  10. Какие растения из папоротникообразных подлежат охране? Почему?

Проверка правильности выполнения заданий совместно с классом?

Этап изучения нового материала (15 мин)

1. Общая характеристика голосеменных растений.(Рассказ учителя с элементами эвристической беседы).-5 мин.

Этап закрепления знаний (12 мин).

Выполнение лабораторной работы "Строение хвои и шишек хвойных". И заполнение таблицы. (Приложение 3)

Инструкция по проведению работы.

Ребята сядьте на свои места, у вас на столе у каждого лежит макет таблицы, вы, пользуясь дидактическими карточками заполните таблицу, которую каждый в конце урока сдаст мне на стол.

Заключительный этап (5 мин)

1. Подведение итогов урока и выводы.

2. Выводы (2 мин)

3. Выставление оценок.

4. Рефлексия. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?

5. Домашнее задание: параграф 16, понятия. Составить кроссворд "Голосеменные растения".