Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Методическая идея Изучение районирования России через создание образа

Добавлено: 2015.11.27
Просмотров: 275

Волкова Галина Александровна, учитель

Мною представлена работа за курс экономической географии России (9-й класс). Выбор данного курса определен тем, что экономическая география, несомненно, является вершиной школьной географии, а переход от физической географии к экономической осуществляется с затруднениями. Ученики теряют интерес к предмету.

Для данного курса географии мною изменена программа изучения. Необходимость пересмотра программы – это не дань моде, а необходимость сегодняшнего дня.

Серьезные изменения наблюдаются при изучении второго раздела – “Районирование”. Считаю, данный раздел наиболее важным, так как если хорошо знать материал по регионам, то можно легко ориентироваться в таких темах первого раздела как машиностроение, легкая промышленность и т д.…

Следует отметить, что на уровне Конституции или Закона, принятого Верховным Советом, деления страны на экономические районы не было. Это позволяло авторам учебников экономические районы давать в разных границах. Например, в одних учебниках Якутия – Саха относится к Восточной Сибири, в других к Дальнему Востоку, Калмыкия – Хальмг Тангч – в одних учебниках отнесена к Поволжью, в других – к Северному Кавказу. Такая возможность была связана с тем, что сам Госплан неоднократно менял состав экономических районов. Например, Тюменская область, традиционно относившаяся к Западно-Сибирскому экономическому району, в период существования Совнархозов была отнесена к Уральскому экономическому району.

Самым современным учебником сейчас является учебник А.И. Алексеева, В.В. Николиной “География: население и хозяйство России”. В данном учебнике также нет четкости в делении областей на экономические районы, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить следующие страницы: 284, 300, 308 и обратить внимание на состав Центрально-черноземного экономического района

Разобраться в этом сложно не только ученику, но и учителю. Недаром этим вопросом постоянно занимаются и учителя-практики, и составители учебников. Академик Российской Академии образования А.В. Даринский затрагивает эту проблему в своей работе “ Как изучать районный обзор в курсе экономической географии России?” (Журнал География в школе – 2002 г. с.1.)

В 2000 г. Президент России Владимир Владимирович Путин предложил создать семь федеральных округов в пределах России для изучения в школе различные варианты группировки субъектов Федерации в районы по тем или иным признакам: по географическому положению, по сходству структуры народного хозяйства или специализации и т.д.

Как видите, данная тема актуальна.

Предлагаю свой подход к изучению экономического района. Считаю, что нужна четкая, полная характеристика каждой области, входящей в экономический район. Тогда неважно будет, к какому экономическому району отнесут ту или иную область. Ученик будет знать, чем живет народ данной области.

Важно показать своеобразие развития каждой области, ее достопримечательности, отличие от других территориальных единиц.

Следует иметь в виду, что в условиях небольшого числа уроков по курсу географии России учителю необходимо найти такие методы и приемы, которые позволяет раскрыть наиболее полно особенности развития области, а с другой стороны, свернуть, сжать эту информацию в “тугой клубочек”, чтобы учащийся смог удержать ее в памяти надолго (навсегда).

Хотелось бы предложить свои формы, приемы и методы по созданию ОБРАЗА изучаемого района.

Главная задача учителя – дать глубокие прочные знания, воспитать желание у учащихся пополнять эти знания в дальнейшем, не обязательно в рамках школы, не обязательно на оценку.

Учитель решает эту задачу через различные методы: наглядный, проблемный и другие, изучает нетрадиционные формы урока: деловые, ролевые игры, конференции, организует на уроке различные приемы (практические работы, работу по карточкам, работу по контурным картам, таблицам) и т.д.

Я хочу предложить свои нетрадиционные приемы и методы, которые позволяют быстро, при этом заставляют детей творчески подходить к выполнению заданий, позволяют учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Приглашаю вас, уважаемый читатель, в путешествие по одному из экономических районов. Постараемся во время путешествия шаг за шагом создать образ Центрально-Черноземного экономического района. География – это, прежде всего карта. С карты урок начинается, картой он и заканчивается. Лучше Н.Н. Баранского и не скажешь: “Карта есть альфа и омега географии”.

I шаг. Общее знакомство учащихся с положением экономического района на карте.

Обычно учитель указкой на настенной карте выделяет изучаемый объект. Я предварительно перевожу контуры района на альбомный лист и далее придаю контурам, какой – либо образ. Согласитесь, что Центрально-Черноземный район по контурам напоминает “сердце”.

Далее мы обыграем с ребятами этот образ: почему данный район можно назвать “сердцем России”?

Далее рассматривая “сердце” – карту района, ребята называют области, которые входят в данный экономический район. Цветом на карте – образе выделяется самая значимая, экономически более развитая область. (В данном случае Воронежская), учащиеся называют соседние области. Такую карту – образ (сердце) легко перенести в тетрадь, таким образом, появляется опорная схема у ребят в тетради.

II шаг. Дается характеристика исторического заселения и развития района.

У ребят данная информация вызывает затруднение в плане запоминания. Неслучайно, поэтому такие задания предлагают ребятам на областных и Российских олимпиадах. В 1993 году такое задание (составь логическую цепочку развития экономического района) выполняли участники Всероссийской олимпиады в г. Тамбове на уроке пересказ событий в хронологическом порядке вызывает у ребят скуку, внимание рассеивается. Поэтому предлагаю данную (работу) информацию запомнить, используя книжку-раскладушку.

Яркие иллюстрации создают образ событий в хронологическом порядке. Дети легко их запоминают, при этом учитель экономит время. Озвучивать страницу раскладушки может даже ученик, хотя это новая тема.

Например: на первом этапе развития района между реками Мокша и Сура поселились древние племена народов “Мордва”.

Племя занималось охотой, собирательством ягод, земледелием и т.д.

Одновременно с рассказом учителя идет краткая запись этапов развития в тетрадь.

III шаг. Закрепление изученного материала.

Ребятам предлагается построить логическую цепочку развития экономического района. При этом учитель использует наборное полотно (в наборном полотне около 10 цепочек) и карточки с перечисленными этапами. При чем карточек должно быть больше, чем этапов в книжке – раскладушке. Таким образом, ребенок не только воспроизводит только что полученные знания, но и строит новую логическую цепочку. Учащиеся сразу поднимаются на более высокий уровень.

IV шаг. Необходимо дать характеристику физико-географическому и экономически-географическому положению района.

Эту работу выполняет обычно учитель или хорошо подготовленный ученик.

Предлагаю подойти ребятам к решению этого вопроса по-другому. Учащиеся в тетради, учитель – на доске составляют таблицу из двух колонок.

“+” “-”

С помощью атласа все ребята в классе разыскивают положительные факторы положения района или отрицательные. При чем если называется отрицательный фактор, ребятам предлагается проблемная ситуация: как этот фактор исправить. Ведь на то мы и географы, чтобы решать такие проблемы.

Данный вид работы позволяет активно включиться в работу всему классу, учащиеся извлекают огромное количество информации из карты. Уже на первом уроке можно считать изученной карту данного экономического района. У детей в тетрадях появляется исчерпывающий ответ на вопрос ФГП. Дома ребенок лишь рассматривает материал в тетради и отрабатывает его с атласом. Опрос проходит парами (1 ученик “+”, 2 ученик “-”). Ученики получают также творческое задание: создать образ исторического заселения и развития экономического района. Обратите внимание, как по-разному рисуют для себя образ дети.

Книжка-раскладушка совсем не похожа на книжный вариант изложения. На следующем уроке данная домашняя заготовка поможет ответить на вопрос о заселении района, а, кроме того, материал запоминается прочно, т.к. ребенок сам создавал образ развития. Оцениваются учителем, конечно, вся работа. Кроме этого, ребята готовятся к следующему шагу.

V шаг. Путешествие по областным центрам.

Ребята составляют образ области по таким этапам:

А) герб области, что он обозначает;

Б) дата основания, кто основал, зачем;

В) река, на которой располагается город;

Г) название города, топонимическая расшифровка;

Д) народные промыслы (если таковые имеются), знаменитые люди;

Е) достопримечательности.

Одному учащемуся сложно подготовить книгу-образ “Я знаю этот город”. Поэтому класс разбивается на группы по 6 человек в каждой. Этапы – страницы будущей книги сообщаются, для образца вывешивается таблица “Я знаю этот город”. Каждый ученик готовит лишь одну страницу книжки-раскладушки и затем ее озвучивает.

Материал добывают дети из дополнительной литературы, красочно его оформляют. (Однако учитель обязательно готовит информацию о новостях, проблемах этих городов, используя при этом данные периодической печати, открытки, портреты и работы знаменитых людей (например, картины, если это художник, музыкальные композиции, если это композитор и т.д.)

На сегодняшний день появились замечательные рубрики кандидата географических наук Д.В. Заяц “Субъекты Российской Федерации”, которые дают краткую характеристику региону.)

Очень хорошо помогает учителю издание “1 сентября. География.” Я веду картотеку по темам, а потом материал быстро нахожу, часто его предлагаю учащимся. Работа по книжкам-раскладушкам “Я знаю этот город” позволяет собрать современный материал по данному городу. На уроке не только учитель пополняет знания детей, но бывает, что и ребята находят такой материал, которого ранее не было в кабинете.

Ребята знают, что на уроке они должны не только защитить свою работу, предоставив одноклассникам возможность попутешествовать по городам. Они обязаны быть активными слушателями, т.к. услышанная ими информация неоднократно будет востребована учителем на следующих уроках. Важно, чтобы ребенок знал не только свой, подготовленный им материал, но и информацию обо всех городах.

VI шаг. Необходимо закрепить изученное.

Просто повторить информацию считаю не интересным. Уровень ответа учащегося в этом случае будет соответствовать лишь оценке “3”. Кроме того, лишь один ученик отвечает, а все остальные ребята являются пассивными слушателями. Предлагаю работу, которую выполняют с загадками (я их называю “географическими загадками”).

Такая загадка является визитной карточкой города. Это образ города.

Работу можно провести устно, а можно на листочках написать ответы, к какому городу относилась первая загадка, вторая и т.д. Дома ребята готовят свои загадки-образы. Условия одно: не должно быть повторов увиденного, “образ” нужно составить таким образом, чтобы по нему легко угадывался город. Ученик не только выполняет творческое задание дома, но повторяет весь ранее изученный материал.

VII шаг. Необходимо детей познакомить с хозяйством каждой области.

Для этого на уроке строим пирамиду промышленности для каждой области отдельно. Еще в начале года, знакомя ребят с промышленностью и отраслями, я предложила им опорную цветовую схему.

Красный цвет Промышленность.
Машиностроение
Отрасли станкостроения, самолетостроение
Синий цвет Химическая промышленность Синтетические волокна

Используя цвет, строим пирамиду экономики данной области. Например, в г. Воронеже первое место занимает машиностроение. Выставляю на наборное полотно красную полоску. Идет производство в г. Воронеже самолетов, марки “ТУ”, бытовое машиностроение; телевизоры и т.д. Называя продукцию данной промышленности, подкрепляю рассказ иллюстрациями. Все это собрано в папки “Сегодня”.

Второе место занимает химическая промышленность. Выставляю синюю карточку, перечисляю продукцию… Дома, отработав материал по конспектам, прочитав учебник, ученики расшифровывают информацию одного города (области), изготавливая карточку-пирамиду. Лучшие работы я отбираю и далее из пяти таких карточек предлагаю работу “Угадай город”. Проверять такие работы, учителю легко, имея лист контроля. Кроме того, данная работа занимает на уроке мало времени, а несет огромную информацию для повторения. Карточки можно менять и использовать в течение всего года.

VIII шаг. Считаю, что после изучения каждого района необходимо проводить обобщающие уроки.

Последнее творческое задание при изучении экономического района предлагаю выполнить лишь тем ребятам, которые захотят это сделать; создать образ всему экономическому району.

Создавать свой собственный образ района всегда интересно. Может быть, поэтому вышеописанный принцип работы ребята используют и в дальнейшем. Например, в 2000–2001 уч.гг. две ученицы 9-го класса проходили итоговую аттестацию по географии в форме написания реферата. Тема, которую они выбрали, не связана с экономическим районом. Она связывается “Народы России”. Однако если внимательно посмотреть на приложение к реферату, то можно узнать все те же визитные карты-образы для каждой автономной республике. Достаточно посмотреть на такую карту-образ и можно без труда назвать специализацию Мордовии или Адыгеи.

Желание создавать образ сохраняется у ребят и в 10-м классе. Характеристику страны ребята дают в форме “книжки-раскладушки”, каждая страница которой есть образ.

Важно на уроке позволить ребенку прикоснуться к подробной характеристике, а затем дать возможность запомнить данный материал, скомпоновав его до предела.

Ученица 10-го класса, Муравлева Мария, создала свои собственные иллюстрационные образы и дала письменное обоснование, почему они (страны) имеют второе название страны – “образное”. Таким образом, девочка написала свою книгу с огромным количеством иллюстраций, которая будет интересна и понятна и взрослому и ребенку. Выполняя данную работу, ребенок познакомился с огромным количеством дополнительной литературы, но главным звеном в данной работе можно назвать желание создавать и творить самому.

В 2005 году ученица 10-го класса, Прямоглядова Екатерина, заняла первое место на областной конференции “ Инициатива молодых”, где представила свою работу по теме: “Образы экономических районов России”. Одиннадцать образов-иллюстраций, выполненные в пределах тех территорий, которые они занимают на географической карте вызывают интерес у любого человека, независимо от его возраста и увлечений.

Считаю, что данные приемы, формы и методы создают условия для быстрого запоминания информации.

Ученик находится в постоянном творческом поиске.

Важным моментом является и то, что детские работы не выбрасываются, а используются в работе на уроках много лет.

Предлагаю, в качестве приложения, отрывки из детских работ: “Образные выражения стран мира”, “Образы экономических районов России”, а также разработку урока о своей Саратовской области. Разработка урока по теме “Поволжский экономический район, знакомство с Саратовской областью”, где можно проследить, как проводится работа по шагам – 2,5 (из выше указанного описания).

Прилагается презентация этого урока.

Тема: Саратовская область (Поволжский экономический район).

Цели:

Оборудование: политико-административная карта России, мультимедийная презентация, книжка-раскладушка: “Я знаю этот город”, индивидуальные карточки, образы-иллюстрации экономических районов России.

ХОД УРОКА

Организационный момент (1 мин)

(Сопровождается презентацией, звучит музыка Митяева “ Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.)

Ребята, разрешите сегодняшний урок начать именно этими словами: “ Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Потому, что за окном удивительная природа, которая так и манит к себе. Не подскажите ли вы мне, о какой территории России пойдет речь? (1 слайд). Данная территория известна во всем мире, но известность ей принесла не только красота данной территории, а скорее песня, которую и сейчас можно считать хитом. Музыка Молчанова, слова Доризо. Подскажите, как называется эта песня. Поможет вам в этом образ-карта данной области (см. слайд презентации).

Конечно, это песня: “ Огней так много золотых на улицах Саратова…”

А теперь вспомним строки, которые навивают лишь положительные эмоции: “ Огней так много золотых на улицах Саратова”. И еще одну строчку: “ Парней так много …”

В связи с этим у меня к вам всего 2 вопроса:

1 вопрос: Подскажите, в какое время на Саратовской земле появились первые “золотые огни” (т.е. электричество)?

2 вопрос: В связи, с чем в этом крае сложилась столь интересная демографическая ситуация: когда было много молодых, судя по фамилиям авторов песни, разных национальностей, парней, причем молодых, красивых да еще холостых?

( тветив на эти вопросы, определим время создания песни).

Сразу ответить сложно, поэтому я, на правах почетного звания “географини” приглашаю вас в путешествие по этапам освоения Саратовской области.

1 этап (озвучиваю слайд презентации сама, далее постоянно привлекаю детей, попутно задаю проблемные вопросы 5– мин.)

Формирование новых знаний

1 этап:

После того как Иван Грозный присоединил к России Астраханское ханство и Казанское, на Волге возникают города-крепости, для защиты от набегов татаро-монголов. Появляются первые города Самара, Саратов Царицын. Разница в образовании 1–2 года.

(объясняю топонимическое значение названий городов: Саратов от названия горы Саратау, что в переводе на русский язык с монгольского означает “Желтая гора”, Царицын – Цары – желтый, Цын – песок). Молодые парни появились, но электрических лампочек нет, а потому отправляемся дальше.

2 этап: (озвучивают дети, учитель дополняет, поправляет, при этом опираются дети на следующий слайд презентации.)

11 января 1780 года Указом Екатерины Второй было учреждено Саратовское наместничество. Также царица приглашает в эти места немцев для освоения этих территорий. Не случайно до этого времени эти места называли: “ Поедем к тетке в глушь, в Саратов…”

Об электричестве речи нет, потому отправляемся дальше.

3 этап: В XIX веке Город Саратов становится крупным торговым центром. Появляются небольшие предприятия, обрабатывающие зерно, сало, кожи, глину, пеньку. Известно, что существовали три канатные фабрики, мыловаренный завод Рабина. Наибольшее распространение получили винокуренная, маслобойная, мукомольная, табачная промышленность. Появились и другие промыслы, например, производство знаменитых Саратовских гармоник. В конце XIX века в Саратове существовало 8 кустарных мастерских по производству гармоник с колокольчиками. До сих пор Саратов – единственный город мира, где выпускают такие гармошки. Саратовская гармоника, как и саратовский калач, являются визитной карточкой города.

Саратовская губерния становится крупным центром по производству товарного хлеба, а Саратов – центром мукомолья. В конце 19-го столетия Саратов занимает первое место в стране по объему мукомольного производства. В Саратове было 11 крупных паровых мельниц. В конце 19-го века появились первые крупные металлообрабатывающие предприятия: машиностроительный завод Беринга (1888 г.), гвоздильно-проволочный завод Гантке (1898 г.), Волжский сталелитейный завод (1889 г.), железнодорожные мастерские, судоремонтный завод Барии и другие. Они изготавливали оборудование для мельниц, маслобойных заводов, пароходов, ремонтировали машины.

Однако, у меня к вам такой вопрос: “Откуда в городе появились шляпки от Полиса и шелк от Вердье?”. Фамилии явно не русские и даже не немецкие . Это французы .

(После войны с Наполеоном многие французы отбывали здесь ссылку. Но даже в таких трудных условиях люди могут выстоять и добиться успехов. Многие французы остались навсегда на Саратовской земле и стали крупными промышленниками.)

Так что шляпами, соломенными изделиями мы обязаны французам.

4 этап: В1871 году была построена железная дорога. Однако у меня вопрос: почему она прошла вдоль реки Волги, ведь это нерационально. Сама река Волга является транспортной артерией. (Ответ должен быть таким: На Саратовской земле в это время производились в основном сельскохозяйственная продукция, а она, как известно, является скоропортящейся. Поэтому перевоз по реке Волге был возможен лишь в летний период времени. В осеннее-весенний период подъезжать на повозках лошадей было невозможно, так как мешало бездорожье.)

5 этап: В конце 19 в начале 20 века город Саратов называли столицей Поволжья.

(Идет перечисление почему. Смотри на следующий слайд.)

В 1803 году в Саратове был открыт первый крепостной театр.

В1885 году – первый в России общедоступный Радищевский художественный музей.

В 1886 году – краеведческий музей.

В1873 году – цирк братьев Никитиных.

В 1909 году – Саратовский Государственный университет.

В 1912 году – консерватория (третья консерватория после Московской и Петербургской).

Все это поставило Саратов в разряд крупных культурных центров России, не случайно в начале 20-го столетия его стали называть столицей Поволжья.

По своему благоустройству Саратов был лучшим городом на Волге.

6 этап: Во время Великой Отечественной войны Саратовская область была тыловой, ближайшим тылом Сталинграда.

По решению Государственного комитета обороны в Саратовскую область было эвакуировано свыше 100 промышленных предприятий и 370 тысяч человек.

Война – это боль, горе, большая беда. Но именно благодаря эвакуации оборудования начинает развиваться в области машиностроение. Однако свет появился лишь на военных предприятиях. (Можно упомянуть о знаменитых земляках. Из 11 тысяч солдат и офицеров Великой Отечественной войны, удостоенных звания Героя Советского Союза, около 300 – наши земляки. Среди них летчик-истребитель В.В. Талалихин, совершивший один из первых в истории авиации ночных таранов вражеского бомбардировщика, генерал-майор И.В. Панфилов – командир 316-й стрелковой дивизии, защищавший в 1941 году Москву, политрук В.Г. Клочков, руководящий боем 28 панфиловцев против 50 немецких танков, бронебойщик И.М. Каплунов уничтожил во время Сталинградской битвы 9 вражеских танков и многие другие.)

7 этап: После войны необходимо было накормить народ. Поэтому неслучайно в 1954 году на саратовской земле начинается поднятие целины. Вспомните, в какой природной зоне находится эта область. Какие типы почв распространены здесь (каштановые и черноземы). Вот почему появляются молодые парни со всех уголков России на нашей земле. После поднятия целины именно этих ребят привлекают…

8 этап: Привлекают к строительству электростанций.

С 1956 по 1971 год были построены Саратовская ГЭС, с 1977 по 1980 год – Балаковская атомная станция, а с 1970 года мощные ТЭЦ в Саратове и Энгельсе. Вот они первые огни на земле Саратовской и так много молодых, красивых и холостых парней.

9 этап: Именно эти ребята потом начинают добывать нефть, хотя первая нефть пошла в центр нашего государства еще в 1940 году. Но основная добыча приходится на 60-е годы. В это же время строится и знаменитый, самый длинный в Европе мост через Волгу.

10 этап: Сегодня Саратовская область выпускает и самолеты “ЯК-40”, “ЯК-42”, самолет – летающая тарелка, не имеющая аналогов в мире. На Саратовской земле выпускаются все троллейбусы России, производятся знаменитые холодильники и морозильные камеры “ Саратов”, Наша область является перспективной по добыче нефти. Производится стекло, музыкальные инструменты, развита химическая промышленность: выпускаются шины, удобрения, бытовая химическая продукция, развита пищевая промышленность…

Работа с картой-образом

Посмотрите на контуры Поволжского экономического района, все области данного экономического района, будто жемчужины, нанизаны на голубую нить реки Волги, но самой яркой жемчужиной среди всех других, является Саратовская область, а город Саратов неоднократно назывался главным кандидатом на роль столицы государства Российского. Например, К. Федин пишет об этом так: “ Все мое детство от рождения в 1892 году и ранняя юность до 1908 года протекали в Саратове, который у нас в семье влюблено, называли столицей Поволжья.

И он достоин, называться первым:

Именно здесь была проведена первая операция на сердце (врач Ермолаев),

Создано искусственное сердце,

Первый видеомагнитофон,

Первая “летающая тарелка”, “Л-1”.

Земля, которая первой встретила первого космонавта планеты – Ю.А. Гагарина.

Этот город достоин, чтобы каждый гражданин мог сказать: “Я знаю этот город!”

А знаете ли вы этот город?

Закрепление изученного материала

(работа с книжкой-раскладушкой)

Герб города Дата основания Название города Река Промышленность Достопримечательности

Ребята выбирают из предложенных учителем трех гербов разных городов России – один, который принадлежит городу Саратову. Объясняет, почему он так выглядит.

(Существует несколько версий трактовки смыслового значения герба Саратовской области: 1 – три стерляди говорят об изобилии данных рыб в реке Волги и о том, что город является речным, торговым портом;

2 – геометрическая фигура рыб на гербе, указывает на перекресток дорог, сходящихся к городу Саратову и его транспортном значении;

3 – именно в таком направлении располагаются церкви в городе Саратове.

Сегодня в области предлагаются гражданам другие проекты гербов, но все они берут за основу первоначальный)

2 страница книжки-раскладушки – дата основания:

Предлагается несколько дат, дети выбирают нужную и указывают причину основания города.

4 страница книжки-раскладушки:

Предлагается несколько вариантов названий рек. Выбирается и обосновывается один.

5 страница – достопримечательности:

Предлагаются иллюстрации памятных мест города Саратова.

6 страница книжки-раскладушки:

Предлагаются иллюстрации продукции машиностроения, химической и других отраслей промышленности. Все это при показе комментируется.

Можно книжку-раскладушку дополнить страницами, например: знаменитые люди области…

Здесь же предлагается детям отгадать, что в Саратовской области называют:

Саратовской Третьяковкой (это музей Радищева).

Поволжским Ла-Скала (это Саратовский академический театр оперы и балета).

Храмом Науки (это библиотека Саратовского университета имени Чернышевского).

Работа с карточками

Время 1590 1797 1871 1909 1921 1933 1961 2002 2006 2007
Люди Чернышевский, Вавилов, Радищев, Кассиль, Сметанников, Табаков
Проблемы поселок Горный, Шиханы?

(Я карточку делаю в виде конверта, куда вставляются еще 3 цветных карточки-полоски, указывающие на специализацию 3 экономических районов.)

Обратите внимание, что некоторые даты не упоминались ранее. Я обращаю внимание детей на то, что некоторые события, происходившие в Саратовской области известны во всем мире. (1921 и 1933 года – голод Поволжья, 1961 год – первый полет в космос и.т.д.

О знаменитых людях нашей области немного рассказывают дети, учитель дополняет их рассказ. Ребятам предлагается дополнить этот список.

Проблемы. Мы говорим и о заводах, перерабатывающих химическую продукцию и экологической ситуации.

Работа с карточками-полосками

Судостроение,
Судоремонт.
Рыболовство
Переработка рыбы
Лесная.
Производство тары для рыбы
Добыча янтаря

(Обратная сторона карточки белая)

Ткани
Хлопчатобумажные
Шерстяные ткани, шелковые, одежда
Ткацкие станки
Оборудование
Подъемные краны
Рожь, лен, крупнорогатый скот (молочного направлении) Палеховская шкатулка, иконопись, выбивка…

(Обратная сторона, допустим, оранжевая)

Самолеты “ЯК-40”, “ЯК-42”
“Руслан”
Троллейбусы, холодильники
Подшипники, станки, приборы
Нефть
Газ
6 ТЭС, ГЭС, АЭС
Синтетический спирт, фенол, минеральные удобрения, резинотехнические изделия, лаки, краски. Цемент
Кирпич
Стекло
Мебель Хлеб Мясо
Масло
Яйца
Овощи

(Обратная сторона, допустим, синяя)

Дети выбирают нужную карточку и показывают учителю цветной стороной, учитель сразу видит, насколько правильно, отвечают ребята. Данная работа позволяет повторить ранее изученный материал о других изученных районах.

Самостоятельная работа

Составь логическую цепочку основания территории

Развитие машиностроения.

  1. Кризис.
  2. Распашка целины.
  3. Возникновение сторожевых городов.
  4. Появление торговых центров.
  5. Развитие машиностроения, химии, пищевой промышленности…
  6. Строительство железной дороги.
  7. Электрификация области.
  8. Добыча нефти и газа.

Работа над образами экономических районов

Какой из данных районов Поволжский и почему вы так думаете? (Иллюстрации)

Домашнее задание

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает индивидуальное задание: создать свою собственную книжку-раскладушку по областям данного экономического района. Допустим, первая группа получает задание о Татарстане.

Первый ученик данной группы собирает и оформляет материал об освоении этой территории; второй о гербе; третий – о достопримечательностях; четвертый о промышленности и т.д.

Работы учеников