Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Школьный ньюсрум - проект для школьных масс-медиа

Добавлено: 2015.11.16
Просмотров: 287

Чижова Наталья Анатольевна, учитель технологии

“Ньюсрум” в переводе с английского “помещение, где работают журналисты, редакторы, другие специалисты, занятые производством контента для СМИ”. Это площадь, на которую стекается информация, её обсуждают, перерабатывают и рождается некий информационный продукт.

В основе проекта “Школьный ньюсрум” также заложена идея объединяющего информационно-коммуникационного пространства, где бы ребята могли собираться, обсуждать последние новости, проблемы, собранную информацию, обучаться. Результаты могут иметь разную форму – газеты, сайт, статьи, акции, проекты, в зависимости от потребностей ребенка, его жизненного и профессионального самоопределения, но всегда актуальные, соответствующие потребностям времени. Для этого необходим класс-трансформер для клубной деятельности с трибуной и сценой, партами, стульями, круглым столом и статичной зоной для производства контента, оснащенной компьютерами, интернетом, локальной сетью. Определение “школьный” также накладывает свою специфику – обучающую, рождение образовательного продукта.

Основная миссия проекта– саморазвитие человека через расширение возможностей выбора.

Цель проекта – создание системы условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и развитие индивидуальных качеств личности в рамках новой образовательной стилистики школьного СМИ.

Тип проекта: социально-образовательный.

Задачи:

1. Центр “Конвергентная журналистика”. Основная функция – выпуск медийного продукта в разных формах (газета, интернет-версия газеты, информация для новостной ленты сайта, радиоинформация, телевизионный сюжет), позволяющий юным журналистам представлять информацию с различной медийной стилистике, формирующая универсальные умения в области журналистики. На начальном этапе газета должна стать не только печатным СМИ, но и интернет-изданием, в будущем с видео и аудиоконтентом. Процесс конвергенции, взаимопроникновения СМИ, носит объективный характер.

2. Центр “Агентство коммуникационных, социальных, медиатехнологий”. Основная функция – предоставление образовательных услуг обучающимся в зависимости от потребности по направлениям: журналистика, эффективная коммуникация (публичная речь в разных жанрах, деловое устное и письменное общение, искусство дебатирования), технология организации мероприятий по связям с общественностью, технология успешной деятельности или праксиология, искусство фотографии, дизайн и верстка газетного номера. Содержательная часть может быть расширена в зависимости от потребностей ребенка и требований времени.

3. Центр коммуникаций. Основная функция – апробация когнитивного компонента, формирование коммуникативной, социальной компетенций. Коммуникативный центр может стать площадкой для обсуждения тем, отношений, близких для подростков; площадкой, где бы была возможность конструировать своё будущее; возможность учиться организовывать других людей, учиться ставить цели, иметь желания. Для этого создаются различные формы коммуникации:

- пресс-клуб (обсуждение актуальных проблем современности, а так же тем, близких для подростков);

- профи-клуб (встреча с профессионалами, мастерами, людьми, которые бы рассказали о технологии своего профессионального становления);

- творческие встречи с талантливыми поэтами, писателями, художниками, музыкантами, артистами;

- акции (социальные, журналистские, гражданские);

- конкурсы;

- мероприятия другого, предложенного детьми, характера.

Профессиональное сообщество журналистов активно обсуждает вопрос о повышении социальной роли журналистики. “Специалисты считают, что будущее газет в эпоху Интернета в том, что они станут общественными центрами, которые наряду с традиционными функциями распространения информации будут и организаторами общественного диалога” (ж. “Журналист”, №11, 2010). Центр коммуникаций отвечает запросам времени.

4. Центр практики “Образовательный секондмент”. Основная функция – предоставление подросткам возможности пройти практику на действующих социальных, производственных объектах, журналистских редакциях, обучиться чему-то новому. Secondment – это командирование персонала на определенное время в другую структуру для овладения необходимыми навыками, повышение квалификации, приобретение свежего взгляда и опыта, применение имеющихся знаний в новой среде. Для работы центра необходимо установить сотрудничество с социальными партнерами, которые бы могли предоставить обучающимся возможность пройти стажировку, тренинг, практику, мастер-класс, пресс-тур. Важно, что образовательный секондмент следует проводить не только в области журналистики, нужна социальная, коммуникативная практика, волонтерская. Начинать следует с городской организации журналистов, вузами, профессиональными редакциями, далее объекты непроизводственной и производственной сферы. Интересным было бы организовать практику в других учебных заведениях общего и дополнительного образования города. Например, одному ребенку необходимо научиться сценической речи – отправляем в центр детского творчества. А центру детского творчества необходимо наладить выпуск газеты – они присылают нам своих детей для прохождения курса обучения.

5. Исследовательский центр “АРХИ-важно”. Основная функция – обучение и проведение исследовательской деятельности по запросу редакции, собственному запросу; формирование исторического, комплексного видения мира у подростков; сохранение исторической памяти. Как продолжение деятельности могут быть различные проекты.

Все центры взаимосвязаны. Например, ребенок хочет работать корреспондентом интернет-издания. В ходе практики выясняется, что у него проблемы с пониманием специфики профессии “журналист”, деловым общением, нужно узнать историю события. Руководителем дается рекомендация: посетить курс теории центра “Агентства коммуникационных, медийных, социальных технологий”, заглянуть в исследовательский центр. Важно создать такую модель – пространственную и социальную, которая могла бы вдохновлять людей. Идея модели должна пониматься системно всеми участниками проекта, особенно ребенком. С помощью взрослых он может выстроить свою траекторию развития, начертить свою точку роста. Необходимо создать единую службу диспетчерской по всем услугам и мероприятиям. Таким образом “Школьный ньюсрум” станет действительно инновационной площадкой по подготовке нового ученика новой школы. Значимо то, что проект можно назвать открытым для учеников всех образовательных учебных заведений. Для проекта можно приглашать необходимых специалистов на договорной основе для реализации определенного модуля обучения. Школьные СМИ требуют модернизации. Пора обновить журналистское направление деятельности, расширить возможности образовательного выбора, организовать новый формат досуга школьников.

Технология реализации проекта: сроки, содержание, ожидаемый результат

Подготовительный этап. Сроки: первый год: разработка проектной документации, сопроводительных документов, программ. Подбор и реконструкция помещения. Материально-техническое оснащение. Формирование кадрового состава. Разработка единого стиля: логотип, рекламный лозунг. Подготовка рекламного буклета проекта, презентационного материала для рекламной компании. Исследование запросов обучающихся и формирование банка данных образовательных услуг согласно запросу. Составление плана работы центров, ожидаемых результатов. Подготовка мониторинга работы проекта: выделение параметров (какими услугами воспользовались обучающиеся, кто воспользовался, насколько результативно, основные проблемы, основные успехи, другое), определение периода (шага) мониторинга (по полугодиям).

Практический этап. Сроки: два года:

а) внутренняя деятельность: запуск работы центров. Каждый центр дает определенный образовательный или социальный продукт. Центр конвергентной журналистики - выпуск газеты, интернет-версии газеты, ленты новостей (прочее по финансированию). Агентство коммуникационных, социальных, медиатехнологий – образовательный продукт, подкрепленный свидетельством об успешном окончании курс обучения. Коммуникационный центр – систематическое проведение клубных и творческих встреч, акций, конкурсов, других мероприятий. Образовательный секондмент – налаженные в системе корреспондентские, социальные, коммуникативные практики на городских мероприятиях, стажировки в городских СМИ, студенческие часы в городских вузах, другая практика. Исследовательский центр предлагает свои проекты, среди которых может быть создание музея, исследовательские проекты, исследовательские работы по запросу; проведение мониторинга деятельности;

б) внешняя деятельность: установление договоренностей о сотрудничестве с сургутской организацией журналистов, кафедрой филологии и журналистики вуза, факультетом социальных технологий вуза, редакциям городских газет, телекомпаний; образовательными учреждениями города; расширение социального партнерства.

3. Заключительный этап. Срок – один год: подведение итогов, мониторинг проекта.

Мониторинг проекта

Основные параметры: какими услугами воспользовались обучающиеся, кто воспользовался (школа, класс, возраст, пол), насколько результативно, основные проблемы структурных подразделений, основные успехи, дополнительная информация. Период (шаг) мониторинга: по полугодиям, за год.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Качественные результаты: каждый центр структуры ньюсрума выдаёт свой результат (о чём описывалось выше). Качество определяется в результате опроса пользователей услуг (“насколько результативным для себя считаете участие в центре?”), внешней оценки при участии в конкурсах различных уровней. Планируется отслеживать личную эффективность по творческому или социальному портфолио.

Количественные результаты: привлечение большего количества пользователей проекта; результаты внешней оценки.

Эффективным следует признать такое состояние проекта, когда в системе работают все центры, ученики пользуются услугами по общему и индивидуальному образовательному маршруту; отлажен механизм партнёрства с внешними структурами; центр становится точкой притяжения для определенной части школьников.

Методы работы

Структура обучения предполагает личностно-ориентированный подход в обучении. Содержание образовательных программ реализуется по принципам научности и практической ориентированности. В ходе учебного процесса формируются творческие, исследовательские, социальные, коммуникативные, общекультурные способности обучающихся, генерируется познавательная активность, умение использовать знания в жизненных ситуаций. Программы имеют модульную структуру, позволяющую варьировать содержание обучения и других видов деятельности по запросам обучающихся и руководителей школьных редакций. Ведущими видами деятельности являются совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность, направленная на разрешение конкретных личностно-значимых проблем учеников.

Необходимое кадровое обеспечение

Участниками реализации проекта “Школьный ньюсрум” в рамках должны быть:

- сотрудники: главный редактор, редактор газеты, педагоги дополнительного образования по направлениям деятельности, специалист по информационным технологиям; редактор радиостудии, режиссер телепрограмм, оператор, монтажер;

- учителя и педагоги дополнительного образования;

- приглашенные по согласованию специалисты.

Среди сотрудников “Школьного ньюсрума” выделяют ответственных за каждое направление деятельности. Общее руководство и внешние связи поддерживается руководителем.

Должностные обязанности сотрудников “Школьного ньюсрума”

Руководитель: осуществляет общее руководство деятельностью, планирует, организует, отвечает за работу центра, формирует диспетчерскую службу по услугам, осуществляет функции пиар-менеджера, является представительским лицом по внешним связям, подготавливает грамоты, отзывы для портфолио обучающихся.

Куратор проекта: отвечает за точное осуществление идеи проекта, консультирует направления деятельности, в случае необходимости является представительским лицом, осуществляет мониторинг проекта.

Редактор газеты: возглавляет направление “Центр конвергентной журналистики”, готовит совместно с обучающими медийный продукт разной направленности: ежемесячная подготовка и выпуск газеты в печатном варианте и интернет-версии, готовит информацию для ленты новостей о деятельности центра; организует работу ученической редакции газеты: назначает редактора, ответственного секретаря, корректора, корреспондентов; творчески планирует выпуск газетного номера совместно с ученической редакцией; осуществляет представительскую помощь обучающемуся по сбору информации для материала; использует возможности местных СМИ для публикации ученических материалов; организует представление работ юнкоров на конкурсных площадках различного уровня.

Редактор: работает в направлении “Центр конвергентной журналистики”, отвечает за наполнение редакторского портфеля, помогает в формировании замысла будущего материала юного корреспондента; осуществляет редактирование детских материалов по типу мастер-класса (совместная работа ученика и редактора над ученическим материалом за компьютером) к сроку, определенному редактором газеты “Новое поколение”; работы готовятся в трёх вариантах – для печатного выпуска, интернет-версии газеты, новостной ленты.

Педагог дополнительного образования, отвечающий за направление “Агентство медиа, коммуникативных, социальных технологий: подготавливает программы обучения по заявленным курсам, организует и проводит теоретическую подготовку обучающихся в индивидуальной и групповой форме, в режиме реального времени, заочной форме, экстерн-подготовка по запросу; подготавливает свидетельства о прохождении курса.

Педагог дополнительного образования, отвечающий за направление “Центр коммуникаций”: составляет программы работы пресс-клуба, профи-центра, творческих встреч, акций, общегородских мероприятий, организует и проводит мероприятия, проводит пиар-компании мероприятий; поддерживает постоянную связь с информационно-аналитическим отделом администрации города, информационным отделом департамента образования, другими организациями по предоставлению пресс-релизов городских мероприятий, осуществляет сопровождение детей на мероприятия.

Педагог дополнительного образования, отвечающий за направление “Образовательный секондмент”: организует практики, стажировки, тренинги, мастер-классы, пресс-туры, волонтерство, студенческие часы, экскурсии для обучающихся “Школьного ньюсрума” (в будущем для редакций школьных СМИ, заинтересованных коллективов школ города) в редакциях газет, телекомпаний, в профильных вузах, социальных, культурных мероприятиях; составляет содержательную часть практики по запросу ученика или с учётом рекомендации сопровождающего его педагога, контролирует прохождение практики, выходит с просьбой составить ученику характеристику, взаимодействует с педагогом коммуникационного центра в целях взаимовыгодного сотрудничества (приглашение журналистов, творческой интеллигенции, известных людей города на мероприятия центра коммуникаций”, осуществляет сопровождение детей на практики.

Педагог дополнительного образования, отвечающий за направление “Исследовательский центр “АРХИ-важно”: организует теоретическую подготовку обучающихся по модулю “Проектная деятельность”, “Исследовательская деятельность”; организует сопровождение по подготовке и представлении проектов на различных уровнях; является разработчиком инновационных проектов; взаимодействует с куратором и руководителем центра.

Специалист по информационным технологиям: оказывает информационную поддержку всех мероприятий, занимается информационным воплощением интернет-версии газеты, новостной ленты, радио-, телевизионной программы (по финансированию).

Схема. Городской юнкоровский пресс-центр.

Структура центра.