Цели и задачи урока:
Оборудование: Карты Африки - физическая, климатическая, карта природных зон, политическая. Стенные картины.
Форма проведения урока: урок путешествия – по материку
Всех ребят, кто юн и смел, Приглашаем в путешествие.
Саванны Африки зовут нас отправляться в дальний путь!
Ход урока
1. Вводная часть
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас, отправиться в путешествие по материку Африка! Но для этого вы должны приобрести билеты. В продаже билеты в купейные и общие вагоны. Ответив на вопросы, вы являетесь собственниками билетов.
Итак 7 правильных ответов - билет в купейный вагон. (задания более сложные и соответственно оценка выше “5” или”4”), меньше правильных ответов, билет в общем вагоне, оценка “4” или”3”.
Оценка знаний осуществляется каждым индивидуально, для этого используется “Карточка оценки знаний”
Фамилия, Имя. Класс | Полухов Артем - 7 класс | |||||||
билет | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | 6 тур | 7 тур | итог |
Купейный Плацкарт. | + | + | 17-5 14-4 10-3 |
1 тур “Продажа билетов”
________________________
1. Крайняя южная точка материка.
2. Назовите заслуги Д. Ливингстона.
3. Какими полезными ископаемыми богата Африка?
4. Африка - самый жаркий материк?
5. Что отделяет Африку от Евразии?
6. Какими океанами омывается Африка с востока?
7. Назовите самую большую страну Африки по численности населения?
8. Продолжите предложение. В Африке находится самая большая………. мира.
Итак билеты проданы!
Все рассаживаемся по местам, и наше путешествие началось!
2 тур. “Кто такой? Что такое?”
___________________________
Для этого конкурса используется небольшой мяч, поймавший мяч, называет значение слова. Тот, кто не называет определения термина, выходит из этого конкурса.
1. Что здесь лишнее и почему?
2. Кто живет в африканских саваннах, бегемот или гиппопотам? (одно и тоже)
3. Сколько ног у мухи цеце? (6)
4. Что означают эти слова?
3 тур “Природные области Африки”. Географический диктант.
__________________________________________________________
Для какой природной области характерно, что…
4 тур “Знаешь ли ты растения Африки?!”
__________________________________________
1. Это удивительное растение, его ствол достигает высоты только 50 см, диаметр растения достигает до 1, 2 метра. Нижняя часть ствола скрыта в почве. У этого растения 2 кожистых листа, от 2 до 3 метров, живет растение и растет до 100 лет. Размножается оно крупными почками. (Вельвичия)
2. Это дерево называют “обезьяним деревом”, плоды у него крупные размер до 30-35 см и 15-17 см в поперечнике, форма - эллипсоидная, вкус приятный, кисловатый, освежающий. (Баобаб)
3. Какие деревья Африки дают ценную древесину?
4. Из волокон, какого дерева делают веревки, струны для музыкальных инструментов, грубые ткани для одежды?
5. Родина этого дерева Африка. Плоды его красного цвета и имеют два семени, во время цветения, цветы белые, пахучие. Семена промывают, сушат, поджаривают. Используют как пищевой продукт. (кофейное дерево)
6. Со времен глубокой древности в Африке выращивали это огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корнивища отходят листья. Они достигают в длину 4 метра и в ширину 90 см. Для своего развития требуют очень много воды. Плоды этого растения употребляют в пищу, готовят муку, консервы, сироп, вино, некоторые сорта используют как корм для животных, на изготовление текстильных тканей. (бананы)
5 тур “Цифровой диктант”
_________________________
1. Горы Атлас
2. Драконовы горы
3. Эфиопское нагорье.
4. Восточно-Африканское плоскогорье
5. Нил
6. Конго
7. Замбези
8. Танганика
9. Виктория
Вопросы:
Правильные ответы :
1-5;2-4;3-2;4-3;5-2;6-1;7-1;8-2;9-4;10-4;11-5;12-1;13-2;14-1;15-4;16-3;17-3;18-4.
6 тур. Индивидуальные задания.
“Реши географическую задачу”
_________________________________
1. О происхождении тропических пустынь нередко можно образное высказывание
“Скотовод-кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”
Каков географический смысл этого высказывания?
2. В отличии от Сахары в пустыне Калахари выпадает до 500 мм осадков в год. Поэтому здесь развит сплошной растительный покров - акации много злаков. На песчаных почвах растут дикие арбузы.
3. Многие из озер Африки образовались в зоне Великого Африканского разлома
Назовите эти озера.
7 тур. “Образ территории”
_____________________________
Не пользуясь картой, выберите правильный ответ.
Подведение итогов работы каждого учащегося, выставление оценок. Учащиеся самостоятельно и объективно могут оценить свои знания и умения.
Такая форма систематизации знаний научит каждого ребенка тщательно готовиться к каждому уроку, подготовка к урокам географии не должна ограничиваться одним учебником, необходимо чтение дополнительной литературы.
Вводная часть урока предусматривает уровень сложности заданий и оценку за конечный результат работы.
Географический диктант активизирует познавательную деятельность учащихся это индивидуальное задание для каждого учащегося, его выполнение способствует развитию мыслительной деятельности учащегося. Вопросы предложены ребятам в письменной форме, так учащимся легче работать.
“Знаешь ли ты растения Африки?”- выполнение задания этого тура возможно тогда, когда, ребенок внимательно слушает вопрос, быстро и точно отвечает, задания провожу устно.
Задания цифрового диктанта, это знание рельефа материка, с использованием географического атласа, выполняется письменно, индивидуально.
“Реши географическую задачу”- задания ребята получают устно, дается возможность желающим ребятам высказать свои суждения, работа фронтальная, она дает большие возможности для организации познавательной деятельности учеников на уроке. Ребята высказывают решения географической задачи своим одноклассникам, которые судят о правильности суждений, это заставляет ребят слушать и слышать друг друга, понимать услышанное и быть понятыми при ответе, при этом развивается способность учиться говорить! И в этом тоже суть учебной работы на уроке географии.
Заключительный тур “Образ территории”
Не пользуясь картой, необходимо ответить на вопросы письменно, для этого ребятам необходимо знать по памяти географическую карту, в этом помогает работа по контурной карте, где ребята образно запоминают месторасположения географических объектов.