Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся по информатике и ИКТ.
В основе программы данного элективного курса лежит установка на формирование у учащихся способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению, расширение и углубление знаний, умений и навыков в решении математических задач с помощью компьютера, решение алгоритмической проблемы и создание «портфеля» программистских приемов у учеников.
К теоретической базе курса относится знание общих принципов решения математических задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации.
К практической базе курса относятся умения по составленной компьютерной модели решения математической задачи: написать программу на языке программирования и провести компьютерный эксперимент.
В соответствии с этим занятия по данному элективному курсу делятся на теоретическую и практическую части.
Содержание курса рассчитано на 17 ч, второе полугодие 9-го класса.
Заключительным этапом элективного курса может стать итоговая конференция, на которой будут обсуждаться творческие проекты учащихся.
Цель программы
Расширение и углубление знаний учащихся в составлении алгоритмов решения математических задач и формирование умений, навыков в переводе составленных алгоритмов решения на язык программирования.
Задачи программы
Содержание программы
1. Суммирование произвольного ряда чисел, арифметической и геометрической прогрессий. (3 ч.)
Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий и их применение при решении других задач. Перевод алгоритмов на язык программирования.
2. Вычисление значений многочлена. (2ч.)
Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач. Перевод алгоритма на язык программирования.
3. Нахождение сумм в массивах. (3 ч.)
Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах и их перевод на язык программирования.
4. Нахождение НОД и НОК. Основные операции с обыкновенными дробями. (3 ч.)
Алгоритмы нахождения НОК и НОД, их применение для выполнения операций с обыкновенными дробями. Перевод алгоритмов на язык программирования.
5. Нахождение делителей натурального числа. (2 ч.)
Алгоритм нахождения делителей натурального числа. Перевод алгоритма на язык программирования.
6. Совершенные и дружественные числа. (2ч.)
Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным. Перевод алгоритмов на язык программирования.
7. Творческие проекты учащихся. (1ч.)
Создание и отладка программ на одном из языков программирования для решения выбранной математической задачи.
8. Подведение итогов. Защита проектов. (1 ч.)
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Теория | Практика | Программные средства |
1. | Правила ТБ. Алгоритмы суммирования произвольного ряда чисел, членов арифметической и геометрической прогрессий. | 1 | - | - |
2. | Перевод алгоритмов суммирования на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
3. | Применение алгоритмов суммирования при решении математических задач. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
4. | Алгоритм вычисления значений многочлена и его применение при решении задач. | 1 | - | - |
5. | Перевод алгоритма вычисления значений многочлена на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
6. | Способы нахождения сумм в одномерных и двумерных массивах. | 1 | - | - |
7. | Перевод алгоритмов суммирования в одномерных массивах на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
8. | Перевод алгоритмов суммирования в двумерных массивах на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
9. | Алгоритмы нахождения НОК и НОД. | 1 | - | - |
10. | Перевод алгоритмов нахождения НОК и НОД на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
11. | Применение алгоритмов нахождения НОК и НОД для выполнения операций с обыкновенными дробями. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
12. | Алгоритм нахождения делителей натурального числа. | 1 | - | - |
13. | Перевод алгоритма нахождения делителей натурального числа на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо- Паскаль. |
14. | Понятия совершенных и дружественных чисел. Алгоритмы проверки, является ли число совершенным или дружественным. | 1 | - | - |
15. | Перевод алгоритмов проверки «совершенства и «дружественности чисел» на язык программирования. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
16. | Разработка творческих проектов учащимися. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
17. | Подведение итогов. Защита проектов учащимися. | - | 1 | QBasic или Турбо-Паскаль. |
Методические рекомендации
Предлагаемые задачи:
Литература для учителя:
Литература для учащихся: