Цель: изучение влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Задачи:
Материальное обеспечение урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Этап целеполагания.
- Французский философ и писатель Мишель Монтень писал: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».
- Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 1)
- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека? (Необходимо подвести обучающихся к мысли, что сам человек является источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья.) (Слайд 2)
- Действительно, человечество виновно во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Негативные факторы окружающей среды, которые создаются в ходе деятельности человека, называются антропогенными. Сегодня мы выясним влияние антропогенных факторов на здоровье человека, а также сформулируем основные пути решения проблем на примере Мурманской области. (Слайд 3)
3. Этап изучения нового материала.
- Загрязнение окружающей среды – сложный процесс, связанный с повседневной деятельностью человека. В неблагоприятной экологической обстановке проживает 73% населения России. Воздействие человека на окружающую среду становится всё более ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все природные компоненты окружающей среды: воздух, почва, вода. Развитие человечества привело к появлению новых антропогенных факторов, таких как шумовое загрязнение, электромагнитное загрязнение. Последствия, вызываемые антропогенными факторами, значительно влияют на здоровье человечества.
- В ходе групповой работы ваша задача выяснить, что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений. (Слайд 4)
Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся текстовый материал по одной из тем «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Шумовое загрязнение», «Электромагнитное загрязнение» (Приложение 1). Результаты изучения текстового материала обучающимся необходимо оформить в таблице:
Наименование антропогенного фактора | Источники загрязнения | Основные последствия загрязнения |
Загрязнение почвы | ||
Загрязнение воды | ||
Загрязнение воздуха | ||
Шумовое загрязнение | ||
Электромагнитное загрязнение |
Результаты групповой работы проверяются при помощи мультимедийной презентации (Слайды 5-9) и обсуждаются. Итоговая таблица оформляется обучающимися в тетрадях.
4. Этап первичного закрепления материала.
После изучения текстового материала (Приложение 2) на тему экологической обстановки в Мурманской области составляется экологическая карта Мурманской области. (Слайд 10)
Зелёным цветом отмечаются города, имеющие самую загрязнённую атмосферу.
Синим цветом отмечаются водные объекты (реки и озёра), экология которых нарушена.
Жёлтым цветом отмечаются места вдоль побережья, которые несут наибольшую антропогенную нагрузку. (Слайд 11)
5. Итог урока.
А.В. Яблоков писал: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».
- Объясните данное высказывание.
- При выполнении домашнего задания ваша задача сформулировать рекомендации по улучшению экологической обстановки в Мурманской области.
Использованная литература: