Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Экологическое образование в цикле естествознания

Добавлено: 2015.08.26
Просмотров: 241

Гришанова Ольга Васильевна, учитель биолгии и экологии Усова Ирина Сергеевна, преподаватель химии

Глобальные экологические проблемы современности заставили человечество задуматься о своём будущем. Экологизация явилась ответной реакцией на проявления обозначенных трудностей. Общество отреагировало на экологический кризис мощным потоком научных исследований. В связи с этим формирование экологической культуры населения стало важным направлением в системе общего образования. Приоритеты экологического образования заключаются в том, что оно связано со становлением личности человека и формированием его духовных и нравственных ценностей.

Формирование экологической культуры общества возможно благодаря экологическому образованию. Следует отметить, что развитие экологической культуры как части общей культуры человека должно охватывать всю систему обучения. Это позволит для каждого этапа образовательного процесса, с учётом его предметных особенностей в обучении, определить конкретное содержание экологического образования и направленность его целей на каждом этапе.

Так, на дошкольном этапе экологического образования необходимо создать детям радость общения с природой и развивать чувство доброты и гуманности понимания ценности всего живого. А приобретённые знания должны быть закреплены выработкой навыков правильного и бережного природопользования.

В начальной школе у младших школьников происходит формирование ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды. На этом этапе их полезно познакомить с сезонными явлениями природы, разнообразием живого, с практической деятельностью человека. Считаю важным развивать у ребят бережное отношение ко всему живому, в первую очередь к природе родного края и на основе этого формировать понимание о зависимости жизни человечества от окружающей среды.

В средней школе появляются новые этапы экологического образования. В 5–9 классах формируются основные экологические понятия, умения рационального природопользования и навыки правильного поведения в природе. Также развивается система нравственно-ценностных отношений к живому, биологическому разнообразию, к окружающей среде, к роли человека и общества в жизни нашей планеты и своего родного края. Учащиеся должны знать особенности методов экологического слежения за состоянием окружающей среды, уметь проводить мониторинг всех компонентов среды обитания, собирать и оформлять результаты исследований, оформлять презентации по итогам исследовательской деятельности, принимать участие в научно-практических конференциях.

В 10–11 классах и на первом курсе обучения в колледже происходит углубление знаний по экологии. Особое место здесь занимают прикладные материалы экологии, анализируются глобальные, региональные и местные экологические проблемы, обсуждаются различные причины негативных процессов в природе и пути их решения.

Старшеклассники и студенты на конкретных примерах разных экологических ситуаций сами осознают, что именно человек ответственен за причины и последствия нарушения глобальных и локальных естественных процессов в окружающей среде. Они учатся самостоятельно находить пути решения выхода из трудных ситуаций, обсуждают новые технологии природопользования. Приложение 1.

Таким образом, наращивание знаний по экологии предполагает не только постепенное овладение системой основных экологических знаний, умений и навыков, но и повышение компетентности в общении с природой, развитие ответственного отношения к окружающей среде, родному краю и к своей деятельности в природе. Развитие экологического образования способствует целевому, причинному анализу и решению экологических ситуаций, стремление к личному участию в практических делах по защите родной природы. Материалы экологии служат для привития школьникам грамотного общения с природой, что является чрезвычайно актуальным в нашей стране.

Показателем эффективности формирования экологической ответственности, экологического мышления должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности человека.

Литература

  1. Пономарёва И.Н. Развитие экологического образования в России // Тезисы докладов в конференции, посвященной юбилею профессора И. Н. Пономаревой. – СПб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – С. 8–15
  2. Андреева Н.Д. Некоторые аспекты докладов конференции, посвященной юбилею профессора И. Н. Пономаревой. – СПб.: Изд. – во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 15–16.