Цели:
1. Познавательные (образовательные):
Обобщение знаний и умений по теме “Природно-хозяйственные зоны страны”:
а) главные особенности и характерные черты основных природных зон на территории России;
б) набор природно-территориальных комплексов (ПТК) страны;
в) основные представители животного и растительного мира в различных природных зонах;
г) работа с различными источниками информации и картами.
2. Развивающие:
Определение и дальнейшее развитие уровня понимания учащимися:
а) причин и принципов выделения природных комплексов на определенной территории;
б) закономерности распределения природных зон в меридиональном направлении и в горных ландшафтах;
в) особенностей взаимодействия основных компонентов ПТК;
г) взаимосвязей, существующих между ПТК и основными видами хозяйственной деятельности людей в тех или иных природных зонах.
3. Воспитательные (мировоззренческие):
Продолжить формирование:
а) экологической культуры школьников, умения ценить и любить природу, воспитания чувства ответственности и заботы об органическом мире;
б) патриотических чувств через знание природы родного края;
в) уважения к мнению одноклассников;
г) развитие коммуникативных основ поведения учащихся через умение работать;
д) решение проблемных вопросов сообща.
Оборудование:
Методы:
Формы работы:
*“Синквейн” – прием технологии критического мышления, выраженный стихотворной формой из пяти строчек. Строится стихотворение по особым правилам:
**
“Кластер” - метод систематизации знаний учащихся в виде графического организатора на доске.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. Сообщение целей и темы урока. Тема записана на доске. | Приветствие класса. Пояснения к видам деятельности на уроке. | Приветствие учителя. Настраиваются на работу. |
II. Этап подготовки учащихся к активной систематизации и обобщению знаний | Создает эмоционально окрашенную атмосферу. Предлагает вспомнить содержание понятия “природная зона” и организует обобщение в форме – “синквейна” | Пробуют себя в этой работе, раскрывают творческие способности, самовыражаются. |
III. Этап повторения и обобщения. (Используется за счет времени, отводимого в комбинированном уроке на проверку домашнего задания, усвоения и закрепления новых знаний.) “Мозговая атака” | Проблемные вопросы 1.Почему изучению темы “Природные зоны” предшествовало рассмотрение вопросов ГП, рельефа, геологического строения, климата, почв, животного и растительного мира страны? 2. Какому географическому закону подчинена смена природных зон на территории страны? Как он звучит? | Обдумывают, предлагают варианты ответов. Делают выводы. (Природная зона – комплекс, таким образом, прежде всего, необходимо знание составных компонентов) Варианты ответов учащихся. Закону географической или широтной зональности. Это – закономерная смена ПК от экватора к полюсам. |
Работа с картой “Природные зоны России”
Обращение к мультимедийной системе | Раздает карточки - названия природных зон учащимся. Предлагается учащимся поднять карточки с указанием тех природных зон, которые будут сменяться с севера на юг страны в соответствие с законом географической зональности. Проверяет правильность действий учащихся по мультимедийной картосхеме. | Поднимают свои карточки в последовательности, согласующейся с сутью закона географической зональности. Подтверждают выводы показом природных зон по географической карте. Входят в программу нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Растительный и животный мир”; - “О распространении животных и растений”. |
Обращение к мультимедийной программе | Предлагает подумать о месте карточки с обозначением “Высотная поясность”. | Входят в программу последовательным нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Природно-хозяйственное районирование”; - “Высотная поясность”. |
Какой закон действует при смене природных зон в горных ландшафтах? В чем его суть? | Предлагают ответы по картосхеме программы. Делают обобщения. | |
Работа с картой Нижегородской области | Обращение к ученикам. В какой природной зоне проживаем мы? Аргументы и факты. Какие еще природно-территориальные комплексы проходят по нижегородской земле? | Обращаются к картам атласа Нижегородской области. Определяют местоположение Арзамасского района и города Арзамаса. Ответы аргументируют анализом карт и выводами. |
Работа в группах | Раздает карточки-названия природных компонентов (по одной карточке на троих учащихся), проговаривая названия всех карточек для учебного коллектива. Предлагает построить логическую цепочку причинно-следственных связей составляющих звеньев природно-территориального комплекса. | Поднимают карточки-названия природных компонентов в порядке причинной и следственной значимости в природном комплексе. Действия комментируют и делают обобщения. |
Обращение к компьютеру | Как природа приспособилась к жизни в различных природных зонах в экстремальных условиях (холода, жары, сухости)? Почему природные зоны рассматриваются в теме как природно-хозяйственные зоны? | Входят в программу последовательным нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Растительный и животный мир”; - “О распространении животных и растений”. Строят ответы по предлагаемым иллюстрациям. Дают ответы на вопросы. Делают выводы. |
IV Этап. Подведение итогов Может проводиться вариантно
Составление “кластера” | Первый вариант. Тестовый контроль Контролирует правильность ответов учащихся на вопросы теста. Второй вариант. Систематизирует знания учащихся в виде графического организатора на доске. | Входят в программу нажатием кнопки “Тест”. Индивидуально работают над вопросами теста по теме.
Фронтально выполняют “кластер” в тетради. |
Домашнее задание | Закрепление приема “синквейн” по теме “Охрана природы”. | Намечают пути выполнения домашнего задания. |