Цель урока: формирование представления о водах суши на основе знаний о реках.
Задачи урока:
Образовательная: формировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины.
Развивающая: научить показывать реки, определять устье, исток, ее притоки и определять границы речной системы и бассейна реки; продолжить развитие умений выделять главное при работе с текстом учебника географии.
Воспитательная: воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы для 6-го класса, компьютерная презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.
Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.
Мотивация и целеполагание, настроить на учебную деятельность, активировать мыслительную деятельность, заинтересовать, научить ставить цель.
Темой сегодняшнего урока, будет отгадка загадок:
А) Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит.Б) Не конь, а бежит
Не лес, а шумитВ) Между гор, между дол
Бежит белый конь
Тема сегодняшнего урока будет называться “Реки” (записать в тетради)
Вопрос: Что мы должны узнать сегодня на уроке? (ответы детей)
Рек в России более 200 тыс. больших и малых. Они плано несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид, вдохновляя художников и поэтов на создание произведений.
– Если можно встретить человека, который не видел океан или не был на море, то о реке сказать такого нельзя. Реку видел каждый из нас. (Показ слайдов)
Вопрос: Что такое река? (высказывания детей, сравнить с учебником, записать определение в тетрадь)
Река – это водный поток, текущий в выработанном углублении – русле реки.
Вопрос: Какое новое понятие встретили? (русло)
Все новые определения выписываются на доске.
Вопрос: Что такое русло? (показ слайдов о строении речной долины)
Каждая река имеет исток и устье. (Показ слайдов)
Задание: работая с текстом учебника заполните таблицу.
Части реки | Определение | Примеры |
Исток | Начало реки | Выход подземных вод, озеро, ледники в горах, слияние двух рек |
Устье | Место, где река впадает в другую реку, озеро или море | Река, озеро, море, другая река |
Вопрос: почему вода в реке течет? (есть уклон, показ слайда).
Исток будет находится выше устья. Как по карте мы можем определить где местность выше, а где ниже? (ответы детей – по цвету).
Вопрос: Как реки обозначаются на карте? (работа с картами атласа).
Как правильно показывать реки на карте, в каком направлении (от истока к устью).
Работа с картой России.
Найдите исток у рек:
Учитель помогает детям, и отмечает не карте истоки красным магнитом, устья – синим.
Задание по-сложнее: определить исток и устье у Волги.
После того как задание выполнено, учитель еще раз показывает, как правильно показывать реки на карте от истока к устью.
Создание ловушки: показать три реки правильно, а Волгу от устья к истоку, дети должны поправить учителя.
Объясните пословицу: “Река Ока – Волги правая рука”.
Далее идет формирование понятий приток и речная система (показ слайдов).
Приток – это более мелкая река, впадающая в главную реку.
Притоки бывают левые и правые. Как определить, какой приток левый, а какой правый? (показ слайдов)
Работа с картой: – определите, каким притоком для Лены будет Вилюй и Алдан, для Волги – Кама и Ока?
Определения речной бассейн и водораздел по учебнику.
Географический диктант.
Вариант 1
Географический диктант
Вариант 2
Я река Волга, беру начало на Валдайской возвышенности – впадаю в Каспийское море.