Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии для 9-го класса Кислород

Добавлено: 2015.06.21
Просмотров: 303

Козлович Юлия Павловна, учитель химии и биологии

ЦЕЛИ:

  1. в игровой формеконкретизировать и углубить знания о кислороде: нахождение в природе, аллотропные модификации, строение молекулы, физические и химические свойства, значение в природе для живых организмов; применение кислорода.
  2. прививать интерес к предмету химии через химический эксперимент;
  3. продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебной литературой;
  4. развивать чувство товарищества в работе группы.

I. Разминка.

  1. Назовите газ, которым мы дышим.
  2. Назовите формулу этого газа.
  3. Какие аллотропные видоизменения химического элемента кислорода вам известны?
  4. Чему равен заряд ядра атома кислорода?
  5. В результате какого процесса образуется кислород, которым мы дышим? (фотосинтез)
  6. Когда в природе образуется озон? (при грозе, окислении смолы хвойных деревьев).
  7. Как в лаборатории можно получить озон? (в приборе озонаторе)
  8. Какой их аллотропные видоизменений химического элемента кислорода – О2 или О3 – является более химически активным?
  9. Назовите постоянные составные части воздуха (кислород, азот, благородные газы)
  10. Каково биологическое значение озона для планеты Земля?
  11. Что такое «озоновая дыра»?
  12. Назовите переменные составные части воздуха. (углекислый газ, водяные пары, озон)
  13. Что относят к случайным составным частям воздуха? (пыль, микроорганизмы, пыльца растений, некоторые газы)
  14. На каком свойстве озона основано его такое применение, как отбеливание тканей, удаление запахов  у масел и жиров, дезинфекция воздуха в помещениях? (сильная окислительная способность).
  15. Чему равна молярная масса воздуха?
  16. Сколько по объему кислорода в воздухе? (21%)

II. Изучение нового: самостоятельная работа с учебником –  § 20 (учебник под ред. О.С.Габриэляна «Химия. 9 класс») прочитать текст, составить 6 вопросов по химическим свойствам кислорода и задать их команде соперников.
III. Кто быстрее: закончить уравнения химических реакций (химические свойства кислорода). (задания в приложении)
IV. Химический эксперимент – получение кислорода разложением перманганата калия или другим способом (учитель демонстрирует, но получает очко та команда, которая правильнее расскажет о получении кислорода, вспомнив материал 8 класса).
V. Решить задачу: сколько литров кислорода мы собрали, если взяли 3,5 г «марганцовки» KMnO4? (балл зарабатывает та команда, которая быстрее и правильнее решила задачу)
VI. Старая рукопись – заполнить опорный конспект по теме.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание: § 20, упр. на карточках.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Закончить уравнения реакций.

Al  +  O2 ----

K  +  O2 ----

Ca  +  O2 ----

C2H4  +  O2 ----

CuS  +  O2 ----

Закончить уравнения реакций

Fe  +  O2 ----

Na  +  O2 ----

Ba  +  O2 ----

C2H6   +  O2 ----

MgS  +  O2 ----

Старая рукопись

Аллотропные видоизменения химического элемента кислорода

             ?                             ?

В атмосфере  O2  –  …    (по объему)
– …      (по массе)        

На каждые 100 атомов химических элементов земной коры – … атомов кислорода.

Ф. С. O2.  – …

Х. С. O2.  – …

Источник энергии в нашем организме – …

Осуществляет транспорт O2 в крови человека и животных   …

В природе O2 образуется в процессе …

В лаборатории O2   можно получить …

1)  …

2)  …

Хранение  O2 :  …

Открыл O2 : …

Название дал …

В А Р И А Н Т     1

  1. Составьте и запишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с калием, магнием, алюминием, углеродом, фосфором и серой (IV). Расставьте коэффициенты и назовите образующиеся вещества. В двух уравнениях укажите окислитель и восстановитель, покажите переход электронов.      (4 балла)
  2. Напишите уравнения реакций горения сложных веществ ацетилена С2Н2 и ZnS, если известно, что при этом образуются оксиды элементов, из которых они построены.     (5 баллов)
  3. В лаборатории для получения кислорода используют реакцию разложения пероксида водорода Н2О2 в присутствии катализатора. Найдите объем кислорода, который можно получить при разложении  17, 3 г   Н2О2. (4 балла)        
  4. При разложении воды под действием постоянного электрического тока получают газообразные водород и кислород. Вычислите объемы этих газов, которые можно получить при разложении 100 г воды.    (4 балла)
  5. Сколько литров кислорода можно получить при разложении 3 г перманганата калия KMnO4 (марганцовки), содержащей 2,1 % примесей, если известно, что при этом также образуются манганат калия K2MnO4  и оксид марганца (IV).   (5 баллов)
  6.  При разложении хлората калия КСlО3 получают хлорид калия и кислород. Какой объем кислорода можно получить в этой реакции из 36 г хлората калия, содержащего 5 % примесей, если объемная доля выхода кислорода составляет 79%.     (5 баллов)

В А Р И А Н Т        2

  1. Составьте и запишите уравнения реакций взаимодействия кислорода с натрием, кальцием, железом, кремнием, азотом и селеном (IV). Расставьте коэффициенты и назовите образующиеся вещества.   В двух уравнениях укажите окислитель и восстановитель, покажите переход электронов.     (4 балла)
  2. Напишите уравнения реакций горения сложных веществ этана С2Н6 и CuS, если известно, что при этом образуются оксиды элементов, из которых они построены.   (5 баллов)
  3. Вычислите объем водорода, который можно получить при разложении в присутствии катализатора пероксида водорода Н2О2 массой 25 г,  содержащего 3,2 % примесей.    (4 балла)
  4. Найдите объемы кислорода и водорода, которые можно получить при разложении воды массой 38 г под действием электрического тока.  (4 балла)
  5. В лаборатории газообразный кислород можно получить при разложении при нагревании оксида ртути. Сколько литров кислорода можно получить при разложении 50 г оксида ртути, если объемная доля выхода кислорода составляет 78 %?   (5 баллов)
  6. Марганцовка (перманганат калия KMnO4)  массой 2,9 г содердит 1,5 % примесей. Определите объем кислорода, который можно получить при разлжении марганцовки, если объемная доля выхода кислорода составляет 60 %. Известно также, что при разложении перманганата калия образуется также манганат калия K2MnO4 и оксид марганца (IV).   (5 баллов)