Цель программы: осознанное сохранение и укрепление здоровья опорно-двигательного аппарата и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
I. Структура программы
Данная программа состоит из двух разделов: теоретического и практического.
В теоретическом разделе у воспитанников в процессе обучения формируется понятие о знании опорно-двигательного аппарата, функциях позвоночника, значение правильной осанки и плоскостопия, правильной походке и ёё значение в здоровье о.д.а., режим и питание.
Практический раздел включает проблемное исследование упражнений и игр в комплексах профилактической физкультуры. В результате занятий воспитанники изучают свой вид осанки, определяют возможные причины нарушение осанки и плоскостопия, оптимальную нагрузку при выполнение комплекса профилактической гимнастики, что способствует формированию навыка контроля, за эффективностью выполнения комплексов упражнений.
С целью эффективности проводимых занятий, возможна промежуточная диагностика 1 раз в полугодие. На основании проведения диагностических мероприятий воспитанником совместно с врачом педиатром выявляются нарушения, касающиеся его опорно-двигательного аппарата и возможные причины этих нарушений. Выработка и закрепление правильной осанки широко используется в упражнениях на координацию в равновесии, а также игр, с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.
II. Учебно-тематический план занятий групп корригирующей гимнастики одного года обучения
Количество часов.
№ | Наименование темы | Всего | Теория | Практика |
1. | Т.Б. в физкультурном зале, на сорт площадке М МОУ СОШ № 7. | 2 | 2 |
|
2. | Вводное занятие (самодиагностика, измерение ч.с.с., зрительный самоконтроль). | 1 | 1 |
|
3. | Значение правильной походки, осанки, подъема и тяжест переноса тяжести. | 1 | 1 |
|
4. | ЗОЖ: Режим воспитанника и личная гигиена. | 1 | 1 |
|
5. | Значение физических упражнений для здоровья человека. | 1 | 1 |
|
6. | Что такое плоскостопие. | 1 | 1 |
|
7. | Крепкий позвоночник путь к здоровью. | 1 | 1 |
|
|
| 8 | 8 |
|
8. | Корригирующая гимнастика. | 31 |
| 31 |
9. | Подвижные игры. | 11 |
| 11 |
10. | Плавание (ФОК). | 8 |
| 8 |
11. | Лёгкоатлетические упражнения. | 3 |
| 3 |
12. | Гимнастические задания. | 2 |
| 2 |
13. | Элементы танцев. | 3 |
| 3 |
14. | Прогулки, экскурсии, походы. | 5 |
| 5 |
15. | Дни здоровья. | 3 |
| 3 |
16. | Тестирование. | 2 |
| 2 |
|
| 68 |
| 68 |
| Итого: | 76 |
|
|
III. Содержание образовательной программы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. КРЕПКИЙ ПОЗВОНОЧНИК-КЛЮЧ К ЗДОРОВЬЮ:
- взаимосвязь позвоночника и здоровья человека;
- заболевания, возникшие в результате нарушений опорно-двигательного аппарата;
- значение гибкости позвоночника, как одно из средств для разгрузки о.д.а.
2. ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ:
- общее представление о правильной осанке;
- причины нарушения осанки;
3. ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ:
- причина плоскостопия, функция стопы.
4. ЗНАЧЕНИЕ правильной походки, посадки, подъёма и переноса тяжести.
5. ПОЗВОНОЧНИК И ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ:
- Взаимосвязь позвоночника с внутренними органами.
- Позвоночник и нервная система.
- Спинной мозг важный управляющий центр.
6. СТРОЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА:
- Отделы позвоночника и их строение.
- Роль шейных позвонков
7. МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
- Значение укрепления мышц в работе о. д. а.
- Позвоночник и мышечная система.
- Питание мышц и способы их укрепления.
8. ЧТО ТАКОЕ СКОЛИОЗ И ВИДЫ СКОЛИОЗА:
- Общие понятия о сколиозе.
9. МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛОБЛЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗМА:
- Оценка – самочувствие с помощью измерения пульса.
10. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
- Режим дня и личная гигиена воспитанника.
- Значение физических упражнений для здоровья человека.
- Значение утренней гимнастики.
- Правила приёма водных процедур, воздушных и солнечных ванн.
- Двигательный режим школьника.
- Значение, основные правила закаливания.
- Первая помощь при ушибах и растяжении связок.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЗАДАЧИ:
- общее укрепление ослабленного организма воспитанника;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- усиление работы мышечного корсета позвоночника и свода стопы;
- улучшение работы дыхания и сердечно-сосудистой системы;
- добиваться у воспитанников держать правильную осанку, развивать силу, выносливость и гибкость.
СРЕДСТВАМИ оздоровительной гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, легкоатлетические упражнения, спортивные упражнения (прогулки на лыжах, походы, спортивные праздники, катание на самокате и т.д.).
1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
- Обучение измерению Ч.С.С. (частота сердечных сокращений).
Ч.С.С. измеряется по сигналу педагога на внутренней стороне лучезапястного сустава на уровне большого пальца или на самой артерии на шее, в течение 15 сек. Х4 = 80-90 ударов в минуту.
- Самодиагностика (оценка симметричного стояния плечевого пояса, положения грудной клетки, головы, таза при помощи зрительного самоконтроля и взаимоконтроля, контроля за осанкой, закрепление мышечно-суставных и тактильных ощущений, выработка правильного двигательного стереотипа.
- Зрительный самоконтроль (дети становятся у зеркала или напротив друг друга и оценивают у себя или партнера симметричное стояние плечевого пояса, положение грудной клетки, головы и таза).
- Выработка навыка правильной осанки у стены, с подниманием рук вверх, вниз и вдоль стены.
- Контроль за правильной осанкой у стены, попеременно сгибание калений к животу.
- Выполнение упражнений, в положении стоя, лежа, на четвереньках, без предметов и с предметами, использование груза до 0,5 кг. Для укрепления различных групп мышц на растяжение и укрепление позвоночника.
- Дыхательная гимнастика (научить правильному дыханию при выполнении упражнений; брюшному типу дыхания; бег в чередовании с ходьбой и дыхательные упражнения с произношением гласных звуков; ходьба с осуществлением дыхательных упражнений с произношением на выдохе звуков «й», «и», «ю», «ох», «ос», «р», «п», «ф»; ходьба с изменением скорости дыхания по сигналу).
2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса, верхней конечности живота, стопы. Выработке правильной осанки и профилактике плоскостопия помогают игры на координацию движений, равновесие. В процессе игры добиваться удержания головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы, бега и других элементарных движений, использовать разнообразные движения (стоя, лежа, на четвереньках).
Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Игры на осанку и профилактику плоскостопия: «Ель, елка, елочка», «Все дальше и выше», «Допрыгни до ладони», «Воздушный шар», «Контроль осанки», «Ловкие ноги», «Ну-ка, донеси», «Великан» и др.
Игры на развитие быстроты: «Два мороза», «Краски», «Перемена предмета», «Пустое место», «Быстро возьми», «Быстро положи», «Команды быстроногих» и др.
Игры на развитие ловкости и координации: «Увернись от мяча», «Не давай мяч водящему», «Лабиринт», «Парашютисты», «Фигуры», «Запрещенное движение» и др.
Игры на совершенствование навыка метаний: «Подвижная цель», «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Метко в цель» и др.
Народные игры: «Лапта», линейные эстафеты, «Городки», «12 палочек» и др.
3. ПЛАВАНИЕ.
Подготовительные упражнения для освоения с водой:
4. ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Ходьба обычная с правильной постановкой стопы на пол и работой рук, на носках, пятках, высоко поднимая колено, приставным шагом вперед и назад, перекатом с пятки на носок с разным положением рук.
Бег медленный, с ускорениями, эстафетный бег, высоко поднимая колено, с захлестом ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег с предметами (скакалкой, мячом), по доске, бревну.
Метание мяча с места, с 3-х шагов эстафетный бег, передача эстафетной палочки.
5. ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Построение в шеренгу, колонну, перестроение в шеренгу по два, в колонну по два и т.д. Ходьба по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную. О.Р.У. с предметами и без. Упражнение в равновесии с предметами на голове, спине, по гимнастической скамейке, узкой рейке, веревке, балансируя на большом набивном мяче, кружение с закрытыми глазами.
6. ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦЕВ
Танцевальная ходьба «полька», русские народные танцы вприсядку, других народов и т.д.
7. ПРОГУЛКИ, ЭКСКУРСИИ, ПОХОДЫ
Катание на санках, ходьба на лыжах (не выполняя специальные упражнения), катание на коньках, скольжение по льду на ногах, катание на самокатах и т.д.
Прогулки, экскурсии, походы на природу, на речку, парк, культурно-массовые мероприятия, с руководителем физического воспитания и воспитателями групп и т.д.
8. ДНИ ЗДОРОВЬЯ
«Будь здоров» проводить не менее двух раз в учебном году.
9. ТЕСТИРОВАНИЕ
Выполнение требований упражнений корригирующих осанку, знать комплексы упражнений оздоровительной гимнастики, сдавать тесты 2 раза в год
IV. Механизм оценки результатов
Методы контроля, за осанкой детей разработанные медиками, позволяют определить нарушения физических изгибов позвоночника. Однако важнее не допустить нарушения осанки, постоянно контролируя её, и укрепляя мышечный «корсет» позвоночника, развивая гибкость. Сформировать стереотип правильной осанки.
Поэтому два раза в году (сентябрь, май) рекомендуем проводить тесты по медико-педагогическому контролю, за осанкой.
1. Определени гибкости позвоночника (разгибание).
Из положения, лежа на животе, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, воспитанник максимально прогибается назад. Выпрямляя локтевые суставы. Руководитель визуально (зрительно) оценивает его возможности.
1) При прогибании назад руки полностью выпрямлены в локтевых суставах (угол 180), угол туловища до уровня подвздошных костей таза – отлично.
2) При прогибании с неполным разгибанием рук (135), опора тела до уровня пупочной впадины – хорошо.
3) При прогибании с небольшим разгибанием рук (90), упор туловища до подложечной области груди – удовлетворительно.
2. Определение статической выносливости мышц разгибателей туловища.
Из положения, лежа на животе по команде руководителя воспитанник максимально прогибается назад. Фиксируется время (с помощью секундомера) удержание заданной позы.
1) | 26-28 секунд и больше при сильном прогибе – отлично; |
2) | 28-39 секунд и больше при среднем прогибе – отлично; |
3) | 23-25 секунд и выше при слабом прогибе – отлично; |
3. Определение статической выносливости мышц, сближающих лопатки.
Из положения, лежа на животе по команде инструктора воспитанник сближает лопатки и максимально прогибается назад. Плечевые суставы находятся на одной линии с туловищем. Фиксируется время удержания заданного положения (по секундомеру). Руководитель следит за положением плечевого пояса. Опускание плечевых суставов вниз и одновременное увеличение рассеяния между лопатками служит сигналом к остановке секундомера. Ноги во время испытания фиксируются руководителем. Время удержания:
1) 21-23 секунд и выше – отлично;
2) 19-20 секунд – хорошо;
3) 18-16 секунд и ниже – удовлетворительно.
5. Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Для данного возраста, когда мышцы брюшного пресса еще слабы, наиболее доступно удержание прямых ног в положении полулежа, в упоре на предплечьях, угол подъема 45 гр. Высоту подъема задает руководитель (поднять ноги до моей ладони). Время фиксируется секундомером. Оценки результатов:
1) 11-12 секунд и выше – отлично;
2) 9-11 секунд – хорошо;
3) 8-6 секунд и ниже – удовлетворительно.
6. Определение стереотипа сформированной осанки.
Руководитель визуально наблюдает за осанкой: положением головы, плеч и живота. Оценка стереотипа сформированной осанки у детей 6-7 лет производится в соответствии с характеристикой:
1) Ребенок свободно (привычно) сохраняет положение правильной осанки: голова прямо, плечи развернуты, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран – хорошо.
2) Ребенок знает, как принять правильную осанку и может самостоятельно поддерживать положение правильной осанки, но непродолжительно (например, при выполнении физических упражнений на уроке), а после 2-3 уроков за партой появляются нарушения поз, связанных с утомлением мышц туловища: ребенок старается корректировать положение тела, сам контролируя себя, но затем плечи опускаются. Позвоночник округляется, однако устное замечание руководителя и физкультминутка могут улучшить осанку – удовлетворительно.
3) Ребенок привычно сидит на занятиях в позах, нарушающих осанку; после устных замечаний руководителя и физкультминуток неблагоприятные позы сохраняются, вопреки стремлению ребенка поддерживать правильное положение тела; нарушения осанки проявляются и на уроках физической культуры, в играх, в повседневной деятельности – неудовлетворительно.
7. Определение шейного и поясничного лордозов.
Воспитанник свободно, не напрягаясь, стоит, руки вдоль туловища.
Руководитель опускает шнур с отвесом от затылка так, чтобы он соприкасался с межлопаточной и межягодичной складками. К вертикальному отвесу горизонтально прикладывается линейка в области 7-го шейного позвонка, затем в углублении поясничной области. Полученные результаты физиологических изгибов фиксируются.
Шейный лордоз:
1) 2,57 – 2,62 см. – хорошо;
2) 2,53 – 2,56 или 2,63 – 2,64 см. – удовлетворительно;
3) 2,52см. и ниже или 2,65см. и выше – неудовлетворительно.
Поясничный лордоз:
1) 3,20 – 3,26 см. – отлично;
2) 3,18 – 3,10 или 3,27 – 3,28 см. – хорошо;
3) 3,17см. и ниже или 3,29 см. и выше – удовлетворительно.
Снижение некоторых показателей при обследовании и тестировании послужат ориентиром для работы над осанкой, покажет эффективность исследования специальных упражнений для формирования правильной осанки.
В ходе занятий, воспитанники овладевают следующими знаниями:
1. О значении здорового опорно-двигательного аппарата для человека.
2. Двигательный режим школьника.
3. Профилактику правильной осанки, походки и плоскостопия.
4. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и плоскостопия.
5. Средства и способы закаливания организма.
Умения и навыки.
1. Навык правильной осанки.
2. Умение снять мышечное и умственное утомление.
3. Умение выбора адекватной нагрузки с помощью измерения пульса.
4. Умение разгрузки позвоночника и способы релаксации.
5. Правильный подъем и перенос тяжести.
6. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и растяжениях.
V. Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы корреагирующей гимнастики ожидаются следующие результаты:
1. Укрепление здоровья и физического воспитания воспитанников;
2. Снижение уровня заболеваемости воспитанников;
3. Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.