Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок географии в 7-м классе по теме Климат Африки

Добавлено: 2015.06.08
Просмотров: 961

Карагланова Гульнара Альбертовна, учитель географии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,74 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием компьютерной технологии.

Задачи.

Образовательные.

  1. Дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк.
  2. Выявить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
  3. Охарактеризовать климатические пояса и области Африки.
  4. Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.
  5. Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.

Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.

Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените. (Слайд 1)

На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа. (Слайд 2)

Вспомним:

III. Актуализация знаний

“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение (Слайд 3, 4, 5).

  1. Самая высокая температура на Земле +58°С.
  2. Большая часть Африки расположена между экватором и тропиками, т.е. в жарком тепловом поясе Земли. (Почему здесь жарко? Солнце находится в зените, т.е. солнечные лучи падают прямолинейно)
  3. На большей части Африки среднегодовая температура не ниже +20°С.
  4. Среднемесячная температура не ниже +8°С.

Каков же климат Африки? Для этого используем тематическую карту – климатическую. Откроем климатическую карту атласа. Как работать с климатической картой? Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?

Климат Африки: работают ученики, делают запись в тетради:

  1. Абсолютный максимум t? (У г.Триполи +58°С)
  2. Абсолютный минимум t? (У г.Маунг -4°С)
  3. Больше всего осадков выпадает? (На побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
  4. Менее всего осадков выпадает? (В северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
  5. Для Северной Африки средняя t? (Января +22°С, июля +24°С)
  6. Для Южной Африки средняя t? (Января +16°С, июля +8°С)

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы (Слайд 6). И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Климатообразующий фактор Какова роль фактора Влияние на климат Африки
Географическая широта Чем дальше от экватора, тем … Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Высота над уровнем моря Чем выше, тем … Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
Господствующие ветры Пассаты с океана приносят весь год … Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
Направление горных хребтов Осадки выпадают на наветренных склонах Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
Течения Если у берега проходит теплое течение, то Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку (Слайд 7). Работая с проектированной картой атласа, ребята называют и определяют географическое положение каждого климатического пояса Африки.

Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.

– Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работа со слайдами 8, 9, 10.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Господствующие ветры в январе, июле.
  6. Климатический пояс и область:

№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 - субтропический

IV. Проверка уровня усвоения материала.

Самопроверка: Слайд 18.

Ответь на вопросы:

  1. На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков?
  2. Почему на западном побережье Африки образуется пустыня Намиб?
  3. Почему при значительной протяженности с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
    1. Климатический пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. между 17-30° с. ш. и 2-30° ю. ш.
    2. Жарко и сухо в течение всего года.
    3. Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом.
    4. Тепло, дождливо в течение всего года.
    5. Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты.
    6. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
    7. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие.
    8. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени+50 °С.
    9. Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или замедляется.
    10. Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм.
    11. Осадков выпадает 800-1000 мм в год, главным образом летом.
    12. Одно время года.
    13. Климат средиземноморский.

V. Итог урока.

Анализ работы учеников – выставление оценок за урок.

Домашнее задание (слайд 23):

1) параграф 26,

2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов

3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)