Загрузить презентацию (5,74 МБ)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием компьютерной технологии.
Задачи.
Образовательные.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.
Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените. (Слайд 1)
На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа. (Слайд 2)
Вспомним:
III. Актуализация знаний
“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение (Слайд 3, 4, 5).
Каков же климат Африки? Для этого используем тематическую карту – климатическую. Откроем климатическую карту атласа. Как работать с климатической картой? Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?
Климат Африки: работают ученики, делают запись в тетради:
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы (Слайд 6). И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор | Какова роль фактора | Влияние на климат Африки |
Географическая широта | Чем дальше от экватора, тем … | Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки |
Высота над уровнем моря | Чем выше, тем … | Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег |
Господствующие ветры | Пассаты с океана приносят весь год … | Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает |
Направление горных хребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах | Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то | Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим. Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана. |
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку (Слайд 7). Работая с проектированной картой атласа, ребята называют и определяют географическое положение каждого климатического пояса Африки.
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работа со слайдами 8, 9, 10.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):
№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 - субтропический
IV. Проверка уровня усвоения материала.
Самопроверка: Слайд 18.
Ответь на вопросы:
V. Итог урока.
Анализ работы учеников – выставление оценок за урок.
Домашнее задание (слайд 23):
1) параграф 26,
2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов
3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)