Цели урока:
Образовательная:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Структура урока
Этапы урока | Время |
Сообщение темы и постановка целей урока | 2 мин |
Актуализация опорных знаний учащихся | 3 мин фронтальный опрос + 9 мин карточки |
Проверка домашнего задания | 2 мин |
Ознакомление с новым материалом | 15 мин |
Первичное закрепление нового материала | 10 мин |
Подведение итогов урока | 3 мин |
Постановка домашнего задания | 1 мин |
Педагогический сценарий урока
№ | Этапы урока | № слайда презентации | Действия учителя | Действия ученика |
1 | Сообщение темы и постановка целей урока | 2 | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство со способами обработки данных с помощью табличного процессора. Наше занятие является логическим продолжением предыдущих. Его тема «Методы обработки больших массивов данных средствами Электронных таблиц». Цель урока – ознакомиться с различными способами обработки больших массивов данных и научиться решать практические задачи с помощью Табличного процессора. |
|
2 | Актуализация опорных знаний учащихся | 3 | Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы знаем об ЭТ и ТП. | Устные ответы учащихся: |
4 | 1. Для чего предназначены ЭТ? | ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере | ||
4 | 2. В чем заключается главное свойство ЭТ? | Главное свойство ЭТ – автоматический пересчет результатов при изменении исходных данных | ||
4 | 3. Как формируется адрес ячейки в ЭТ? | Адрес ячейки ЭТ формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка | ||
5 | 4. Какие данные могут быть занесены в ячейку ЭТ? | В ячейку ЭТ может быть занесено число, слово или формула | ||
5 | 5. Какие адреса используются в формулах ЭТ ? Что это обозначает? | В формулах ЭТ используются относительные адреса. Это обозначает, что адреса определены относительно ячейки в которой записаны и меняются при изменении местоположения формулы | ||
6 | 6. Что нужно сделать, чтобы адреса при копировании не менялись? Как будет называться такой адрес? | Нужно «заморозить» адрес при помощи значка $. Такой адрес будет называться абсолютным или смешанным в зависимости от того, где в формуле мы этот знак поставили. | ||
6 | 7. В ячейке С1 записана формула =$A$1+B1. Какая формула будет при копировании из С1 в С2? | =$A$1+B2 | ||
7 | 8. Сколько ячеек содержит диапазон В2:С5? | 8 | ||
7 | 9. Какие функции обработки диапазонов ячеек вы знаете? | Статистические функции:
Математические:
Логические:
| ||
7 | 10. Какие операции над данными в ЭТ вам известны? | Фильтрация и сортировка | ||
8 | Будем считать, что вы размялись и готовы выполнить тестовые задания по изученному материалу. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием | Учащиеся выполняют тест по карточкам двух вариантов (Приложение 7, Приложение 8), занося правильные номера ответов на Листы учета ответов (Приложение 9). Учащиеся меняются местами в парах и подсчитывают количество верных ответов у соседа. Затем ставят набранное количество баллов. Затем Листы учета ответов возвращаются к владельцам, которые анализируют свои ошибки и задают вопросы соседу или классу. | ||
3 | Проверка домашнего задания |
| Домашнее задание было выложено на почтовый ящик класса и представляло собой расчетную задачу, которую вы должны были решить с помощью ТП. Решение вы должны были выслать мне по электронной почте не позднее 22.00 вчера. Учитель сообщает результаты проверки домашнего задания. | |
4 | Ознакомление с новым материалом |
9 | Итак, мы уже много знаем об ЭТ и сегодня на уроке научимся использовать их для обработки настолько больших объемов информации, которые практически невозможно обработать вручную. Вашему вниманию предлагается следующая задача. Задача №1. Задана ЭТ, содержащая 1000 записей о стоимости бензина трех марок (92, 95, 98) на бензозаправках города. Необходимо ответить на вопрос: Какова максимальная цена бензина марки 92?Ответ предлагается получить в ячейке Е2. Какие варианты решения задачи вы можете предложить? |
Учащиеся за компьютерами открывают Приложение 1. |
10 11 | Учащиеся предлагают варианты решения, которые проверяются всеми. Затем учащиеся получают записанные возможные алгоритмы решения (Приложение 10). | |||
12 | Задача №2. Задана ЭТ о состоянии файлов. Какое количество файлов имеют размер больше 10 Мбайт? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы. Какие варианты решения задачи вы можете предложить? | Учащиеся за компьютерами открывают Приложение 2. | ||
13 14 | Учащиеся предлагают варианты решения, которые проверяются всеми. Затем учащиеся получают записанные возможные алгоритмы решения (Приложение 10). | |||
5 | Первичное закрепление нового материала |
15 | А теперь давайте воспользуемся полученными знаниями и попробуем выполнить задания самостоятельно. При этом вы можете воспользоваться любым из алгоритмов. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. | Учащиеся открывают файл Приложение 3, получают дифференцированное задание, решают задачу и полученный ответ заносят в Лист учета ответов. Учащиеся меняются местами в парах и проверяют ответ соседа по слайду презентации. |
6 | Подведение итогов урока |
| Давайте подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали и что научились делать? Посчитайте количество баллов в Листе учета ответов и поставьте себе оценку за урок по критерию. Учитель собирает Листки учета ответов и озвучивает оценки. | Мы познакомились с различными способами обработки больших массивов информации в ЭТ и самостоятельно провели такую обработку. |
7 | Постановка домашнего задания | 16 | Домашнее задание выложено на почтовом ящике класса | Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу (Приложение 5). В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B – имя учащегося, в столбцах C, D, E и F – оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся. Какое количество учащихся получили только 4 или 5 на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2. |