Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Применение элементов интеграции в процессе обучения

Добавлено: 2015.06.06
Просмотров: 345

Гордеева Лариса Степановна, учитель химии, биологии

Актуальность темы

Приоритетное направление образования на развитие личности требует новых подходов к построению его содержания. В настоящее время идет поиск новой парадигмы, основные черты которой – гуманизация, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Такая ориентация образования предполагает интеграцию знаний из разных предметных областей, прежде всего, предметов которые наиболее тонко и вместе с тем наиболее активно воздействуют на духовную и эмоциональную сферу личности.

Интеграция школьных предметов подразумевает не использование содержательного материала одного предмета в качестве иллюстрации для другого, а возникновения предмета принципиально нового качества. В процессе интеграции ранее разнородные элементы объединяются в неразрывное целое. Объект изучения, будь то образ или событие, рассматривается с различных сторон и позиций. Таким образом, возникает проблема предмета изучения на интегрированном уроке. Это должен быть многоплановый объект, информация о котором содержится в различных школьных предметах, так как интегрированный урок дает глубинные, разносторонние знания по предмету, что способствует формированию аналитико-синтетического мышления. Использование принципа интеграции призвано вывести преподавателя за рамки собственного предмета, поднять знания учеников до философского, мировоззренческого уровня, выработать стремление к самостоятельной оценке событий и явлений действительности, дать навыки диалогического общения.

Мотивация выбора

Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.

Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
(Д. Пойа)

Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения? В словаре или справочнике трудно найти методическое значение слова “интеграция”. Профессор Н. Н. Светловская основой определения этого термина признает:

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция – средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Но стоит заметить, что интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось К.Д. Ушинским, в частности, при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности – чтение и письмо – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния – одно направленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

В нашем видении физическая культура – это единство развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.

Содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами совершенствования своего тела, знал его, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения возможностей основных систем организма.

По утверждению основоположника науки о физической культуре П.Ф.Лесгафта, анатомия – это естественно-научная основа физического воспитания, а физиология позволяет познать суть изменений в организме и, следовательно, понять возможности совершенствования его функций при занятиях физическими упражнениями.

Ученики должны представлять влияние физической нагрузки на органы и системы. Понимание этого невозможно без специальных знаний в области биологии. Эти знания позволяют школьникам осознанно заниматься физической культурой.

Решить же проблемы физического образования, кроме освоения двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств. Только на уроках физической культуры – задача, сложно решаемая. Поэтому весьма актуален опыт в межпредметных связях, интеграции знаний из области смежных дисциплин.

В данной работе представлен опыт работы двух учителей ХСШ: биологии – Бердиковой П.Н. и физической культуры – Гордеевой Л.С. Основываясь на единстве теоретических знаний по темам анатомии, физиологии, гигиены человека и физической культуры. Реализована идея применения элементов интеграции для учащихся 9-11-х классов “Биологические основы в физическом воспитании школьников”.

В нашей школе мы практикуем совместные уроки – биология и физическая культура, где темы теории дает учитель биологии, а практические умения и навыки – учитель физической культуры.

Результативность данных занятий помогло выявить анкетирование учащихся.

Вопросы анкеты:

1. Как помогают интегрированные уроки реализовывать программу “Здоровье”?

2. Как применяемые элементы интеграции на уроках и внеклассных мероприятиях помогают реализовать программу “Помоги себе сам”.

Ответы учащихся: стал соблюдать правила личной гигиены дома и при занятиях физической культурой (45,4%); стал выполнять упражнения для коррекции осанки (22%); стал заниматься физической культурой самостоятельно (86,3%); разработал комплекс утренней гимнастики (90,9%); отказался от курения (20%), знаю и использую правила приема водных и воздушных ванн (36,3%).

Результаты анкетирования подтвердили, что программный материал пополняет знания по физической культуре, повышает интерес к занятиям, приобщает к здоровому образу жизни.

В перспективе планируется разнообразить практическую часть программы. Увеличить число занятий исследовательского характера, заданий. Направленных на разработку планов по самосовершенствованию. Привлекая к научной деятельности, предлагается предложить им написание рефератов по данной проблематике с последующей защитой на школьной НПК или на Дне науки.

Интеграция преследует цель восполнения, развития, объединения ранее разрозненных частей, она ведет к новым уровням целостности и организованности элементов системы. В ходе интеграции увеличивается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей этой системы.

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук.

Интеграция предусматривает творчество и широкий простор для инициативы учителя, он может распределять часы между темами по своему усмотрению, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые являются наиболее целесообразными для условий работы школы и др. Учитель может исключить или ввести новые практические, лабораторные работы, экскурсии и наблюдения, опыты в зависимости от конкретных условий и возможностей школы.

Интеграция не является основным методом в обучении, но регулярное использование этого метода (что доказано 10 летней апробацией) решает следующие задачи:

1. Знания приобретают качества системности, глубины и прочности (что можно наблюдать при сдаче экзаменов).

2. Устранение отставания по программе в экстремальных условиях Севера (актированные дни и т.д.) (ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по предметам школьного курса).