Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Использование современных методик на уроках и во внеклассной работе по технологии

Добавлено: 2015.06.05
Просмотров: 308

Жорник Галина Алексеевна, учитель технологии

Современный урок технологии направлен на формирование основных компетенций учащихся, прежде всего – познавательной, социально-коммуникативной, личностно-мировоззренческой.

Учителя технологии средних школ в большинстве своем работают на основе федеральных образовательных программ и учебников. Поэтому элементы частнопредметных технологий и профессионального творчества проявляются у педагогов в дидактическом обеспечении образовательного процесса, его планировании и реализации. Инновационный подход учителя к образовательному процессу представляет собой разноуровневую систему взаимосвязанных элементов, пример которой – осуществляемая СОШ № 57 г. Курска и курской области.

Важнейшими условиями, определяющими содержание профессиональной деятельности любого учителя, являются образовательные потребности и личностные возможности учащихся, требования государственных стандартов, реалии материально-технической базы образовательного учреждения, уровень квалификации и обоснованный выбор используемых образовательных технологий. Я ведущую роль отвожу проектной технологии. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов.

Использование интенсивной методики с применением музыки, живописи, ролевых игр, позволяет снять психологические барьеры у обучаемых. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества. Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся. Такие мероприятия, как конкурсы “Шляпный бал”, “Хозяюшка”, игры “Поле чудес”, “Учитель-ученик”, “Дебаты”, способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.

В моем арсенале разнообразные дидактические средства: инструкционные карты, рабочие тетради, методические пособия, раздаточный материал. Для проверки знаний, умений и навыков использую различные методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, а также различные приемы и формы работы: тесты, графические диктанты, устный опрос, карточки с заданиями, упражнения, игровые дискуссии, диагностические процедуры, что способствует реализации дифференцированного подхода в обучении. С этой целью изготавливаю много демонстрационного и раздаточного материала, что позволяет проводить уроки более плодотворно и интересно.

Наиболее значительная роль принадлежит поэтапным образцам, демонстрирующим последовательность и технологию проработки узлов и изделий, технологическим и инструкционным картам, обеспечивающим дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание школьниками мультимедийных презентаций, которые являются самостоятельными творческими проектами по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, виртуальными учебными пособиями по различным видам декоративно-прикладного творчества. Мультимедийные проекты, выполненные учащимися, предназначены для использования на уроках в качестве демонстрационно-обучающих программ.

В современном обществе Интернет как система коммуникации является тем инструментом, который обеспечивает коммуникативность обучения, а использование информационных технологий и Интернета способствуют формированию всех компонентов коммуникативной компетенции. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, звуковое сопровождение дают учащимся возможность системного наглядного восприятия материала, а так же позволяет расширить кругозор и углубить знания по предмету. Использование компьютера и Интернет-ресурсов позволяют сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным.

Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала.

Внеклассные мероприятия являются продолжением уроков технологии и, вместе с тем, готовят школьников к освоению образовательных стандартов по предмету на последующих уроках обслуживающего труда. Такая организация внеурочной деятельности, ее содержание, направленное на освоение учащимися социального опыта, способствуют к формированию интереса к русской культуре, развитию познавательных и профессиональных способностей, воспитывают уважение к народным традициям, помогают школьникам в выборе профиля обучения и пути дальнейшего образования.

Через приобщение детей к практической личностно и социально-значимой деятельности выявляются интересы, индивидуальные особенности школьников, уровень их творческого потенциала, создаются условия для развития созидательной инициативы школьников.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является отслеживание учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию он получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся как способа подготовки школьников к восприятию нового материала, выявлению их готовности к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации, как на отдельных этапах, так и в целом.

В своей практике активно использую разнообразные методы диагностики. Разработала систему компьютерного тестового контроля знаний учащихся по технологии. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. Тесты на компьютере позволяют не только объективно оценить знания учащихся, осуществляя мониторинг обученности на протяжении времени изучения отдельной темы или всего курса обучения, но и вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Таким образом, владение современными технологиями обучения, высокий уровень методической подготовки, постоянная самообразовательная работа, современные средства дидактического сопровождения образовательного процесса позволяют повысить качество образования, уровень развития и воспитания учащихся.