Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка Культура речи и нормы языка. 11-й класс

Добавлено: 2015.05.27
Просмотров: 628

Баскова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Оборудование:

Эпиграф к уроку:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.Ахматова

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

Сколько замечательных слов сказано о русском языке!

Язык является средством человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную.

2. Тема и постановка цели урока.

Учитель объявляет тему и цели урока.

3. Самостоятельная работа учащихся со статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?”

Задание: отметить основные положения статьи, назвать качества хорошей речи.

Учащиеся отмечают основные положения статьи, называют качества хорошей речи. Делаются выводы: правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.

4. Определение понятия “норма литературного языка”.

Что же такое нормы литературного языка?

Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д.

Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех.

Рассмотрим таблицу “нормы литературного языка” (Приложение 1, слайд 1)

Фронтальный опрос. Какие нормы отражают правила:

- произношения, ударения, использования интонации? (орфоэпические)

- употребления слов в точном соответствии с их значением? (лексические)

- образования слов? (словообразовательные)

- образования форм слов разных частей речи? (морфологические)

- построения словосочетаний и предложений? (синтаксические)

- написания слов и форм слов? (орфографические)

- постановки знаков препинания? (пунктуационные)

Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Какими? (Фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи).

5. Орфоэпическая разминка.

Расставить ударение в следующих словах:

Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить, партер.

6. Практическое задание по определение нарушений норм литературного языка. Записать исправленный вариант.

1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора.

2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах.

3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова.

4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным.

7. Слово учителя о состоянии русского языка в наши дни.

Исследователи языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России:

1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм русского литературного языка;

2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (это находит отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре). Все это может привести к разрушению языка.

Рассмотрим примеры, которые подготовили учащиеся.

Учитель: О чем идет речь в этом выступлении? Попробуем перевести. (Приложение 1, слайд 2).

Вывод: неоправданное употребление иностранных слов наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем отказываться от заимствованных слов, но употреблять их по необходимости.

Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

8. Тренировочные упражнения (по материалам заданий ЕГЭ).

Комментарий учителя:

Задание А3 ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка.

Морфологические нормы (Приложение 1, слайд 3).

Комментарий учителя:

Задания А4 и А5 ЕГЭ проверяют уровень владения синтаксическими нормами.

Синтаксические нормы (Приложение 1, слайд 5).

9. Домашнее задание.

1. Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и нормы языка”.

2. Упражнение № 549 (учебник русского языка для 10-11кл. под ред.Н.В.Гольцовой).Ознакомиться с фрагментами из работ известных российских ученых и мыслителей 19-20 вв. (М.М.Сперанского, А.Ф.Кони, А.В.Миртова). Составить собственное руководство “Учусь говорить хорошо и правильно”.

3. Выполнить задания А3-А5 (вар.3-6 КИМов).