Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок-игра Путешествие по городу химиков

Добавлено: 2015.05.24
Просмотров: 271

Ажога Людмила Анатольевна, учитель физики и химии

Цель урока. Обобщить знания учащихся по теме: «Первоначальные химические понятия» посредством игровой деятельности.

Задачи урока:

  1. Формировать личностные качества: мышление (умение анализировать, сравнивать), мобильность, самостоятельность.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся через умение работать в группах.
  4. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку (Приложение. Слайды 1 – 37).

Алгоритм проведения урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Усаживайтесь поудобнее, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – « Путешествие по городу химиков». (слайд 2) Давайте прочтём эпиграф нашего урока. (слайд 3) Чему будет посвящено наше путешествие? Правильно, наше путешествие посвящено химическим элементам.

Для нашего путешествия вам необходимы ваши рабочие тетради, ручки, максимум сосредоточенности и трудолюбия и минимум рассеянности. Лень в наше путешествие не стоит брать совсем. Для того, чтобы было совсем хорошо разделимся на две команды. И так, у нас есть две команды: команда «Искатели» и команда «Алхимики».

2. Проведение игры.

Что необходимо заядлому путешественнику? Правильно! Конечно же карта! Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (слайд 4)

В начале мы посетим «Галерею химиков», затем остановимся на станции «Загадкино». После остановки «Загадкино» мы попадём на бульвар «Хитрый ребус», затем прогуляемся по «Парку простых и сложных веществ». После прогулки мы посетим остановки «Размышляйка», «Воображалка» и «Незевайка».

И так в путь!

Остановка №1 «Галерея химиков». (слайды 5 – 6)

Перед вами портреты учёных - химиков. Каждой команде нужно угадать фамилию и имя учёного по его открытиям в области химии.

  1. Этот учёный автор МКТ – учения о прерывистом строении вещества, закона сохранения массы вещества. Московскому университету присвоено его имя.
  2. Этот учёный открыл периодический закон и периодическую систему химических элементов, которые носят его имя.
  3. Этот учёный известен своими исследованиями строения атома и явления радиоактивности, за что был удостоен в 1908 г. Нобелевской премии, автор планетарной модели атомов.
  4. Этот учёный родом из Польши. Изучая явление радиоактивности с её участием были открыты новые элементы – полоний и радий. Дважды была удостоена Нобелевской премии: в 1903 г. - по физике и в 1911 г. - по химии.

За угаданного учёного команды получают по 1 баллу.

Пока жюри выставляет оценки, мы с вами отправляемся на следующую остановку «Загадкино». По очереди каждая из команд будет отгадывать загадки. За каждую отгаданную загадку команды будут получать по одному баллу, если команда не сможет отгадать , право отгадки передаётся следующей команде. (слайды 7 – 23) У себя в тетрадях записывайте отгадки и рядом символ угаданного элемента.

Ну что ж, загадки успешно разгаданы. Слово жюри: ____________________.

У нас на пути «Бульвар «Хитрых ребусов». (слайды 24 – 25)

Здесь зашифрованы названия химических элементов, вам предстоит их разгадать.

За каждый правильно отгаданный ребус вам полагается по 1 баллу!

Пока жюри будет проверять и подсчитывать отгаданные вами ребусы, давайте посмотрим правильные ответы. (слайд 26)

А мы отправимся далее.

Впереди «Парк простых и сложных веществ». (слайды 27 – 28)

Перед вами два дома в которых живут простые и сложные вещества, но они смешались. Их нужно расселить по их квартирам. Выполнение этого задания оценивается в 5 баллов. Вы сейчас расселите вещества в «новые дома», которые вы построили заранее, а капитан каждой из команд отдаст такой лучший«дом» жюри для проверки.

Таблица 1.

Простые вещества Сложные вещества

А теперь сравните ваши «дома» с правильным ответом. (слайд 29)

А сейчас слово жюри _____________________.

« Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка «Размышляйка». (слайды 30 – 31)

Пред вами названия веществ. Поставьте в соответствие с ними их формулы. Для этого вы заполните таблички, которые есть у вас в тетрадях . Капитаны сдадут лучшую работу жюри.

Таблица 2.

Уголная кислота
Гидроксид калия
Серная кислота
Гидроксид кальция
Оксид серы (III)
Сульфат бария
Соляная кислота
Карбонат кальция
Сульфат меди
Гидроксид меди

А теперь, внимание, правильный ответ! (слайд 32)

Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Воображалка». (слайд 33)

Мы с вами выполняли практическую работу «Приёмы обращения с химической посудой».

Предлагаю вспомнить как можно больше предметов и нарисовать их в ваших тетрадях. За каждый элемент вы получаете по 1 баллу.

Сдаём свои работы жюри, а теперь посмотрим на экран и вспомним некоторые предметы. (слайд 34)

И вновь в путь! Перед нами последняя остановка «Незевайка». (слайд 35 – 36)

Таблица 3.

HCl CuO H2SO4
NaOH Fe(OH)3 KCl
SO2 Ba(NO3)2 N2O5
Al2O3 ZnBr2 CaCO3

Перед вами формулы веществ принадлежащие к разным классам.

В каждой строке нужно вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. За каждую правильно выполненную строку вы получаете 1 балл. После того, как вы выполните задание, капитаны принесут «лучшую» карточку на проверку жюри.

Ну что ж, выполнено последнее задание и пока жюри проверяет его и подсчитывает очки, мы посмотрим правильный ответ. (слайд 37)

Слово предоставляется многоуважаемому жюри _____________________.

3. Итог урока.

Ребята, на этом наше путешествие закончено. Надеюсь, что вы в полной мере овладели изученным материалом и сможете в дальнейшем применять его на практике. Благодарю вас за активное участие в нашем путешествии. Надеюсь, что вам оно понравилось и вы извлекли из него пользу.

4. Результативность.

Ребята из команды – победителя, и активные участники из другой команды получает отличные отметки.

Литература:

  1. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина Дидактические игры при обучении химии «Дрофа» Москва 2005 г.
  2. Предметная неделя химии в школе под ред. Задорожного К.Н. «Феникс» Ростов - на - Дону 2006 г.
  3. Материалы Microsoft Internet Explorer.

Приложение. Слайды 1 – 37.