Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока:
по классификации С. А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков; по классификации А. А. Вагина – урок применения знаний; по классификации П. В. Горы – повторительно-обобщающий урок.
Оборудование урока:
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Этапы дидактической игры:
Ход дидактической игры
Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.
В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению раздела “История и культура стран Древнего Востока”.
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри дидактической игры:
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
1. Приветствие команд.
Команды демонстрируют и защищают эмблему и девиз.
2. “Знаешь ли ты карту?”.
Задание команде А:
1. Покажите на карте государства Древнего Востока.
2. Куда впадает река Нил?
3. В какой части света находилось государство Древний Египет?
4. Покажите на карте и назовите город, который называли “Логово львов”.
Задание команде Б:
1. Назовите и покажите на карте реки стран Древнего Востока.
2. Куда впадают реки Тигр и Евфрат?
3. В какой части света находилось государство Двуречье?
4. Покажите на карте и назовите город, в котором находилось одно из “чудес света” - “висячие сады”?
3. Работа с историческими картинами.
Команда А – картина “Египетское войско”.
Команда Б – картина “Войско Ассирии”.
Задание: опишите картины, что Вы знаете о войске изображенном на картине, что нового использовалось в вооружении?
Конкурс “Найди слово!”.
Задание команде А: “Найди слово!”
Страна, которую завоевал фараон Тутмос III (по вертикали) – (Палестина).
По горизонтали:
Задание команде Б: “Найди слово!”
“Священное письмо” В Древнем Египте (по вертикали) – (иероглифы).
По горизонтали:
5. Озвучивание фрагментов из видеофильмов “Пирамиды”, “Великая китайская стена”.
(Звук видеоматериалов отключен!!!)
Команда А озвучивает фрагменты видеофильма “Пирамиды”.
Команда Б озвучивает фрагменты видеофильма “Великая Китайская стена”.
(Команды должны рассказать, что показано во фрагменте видеофильма, в какой это стране, что Вы знаете об этом?).
6. Конкурс капитанов команд.
6. 1. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.
Задание капитану команды А:
1. В каких древних странах правили эти цари:
2. Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны?
Задание капитану команды Б:
1. В каких древних странах существовали эти города:
2. Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
6. 2. Общее задание капитанам команды А и Б (выполняют по очереди):
1. Какие мифы стран Древнего Востока Вы знаете?
2. Какие “крылатые выражения” из Библии Вы знаете?
7. Знаешь ли ты: “Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?”.
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )
8. Домашнее задание (сочинение сдаётся в жюри вначале игры).
Темы для сочинений:
1. Один день из жизни египетского мальчика.
2. Рассказ египетского вельможи, которого пригласили во дворец фараона.
3. О чем могут рассказать гробницы вельмож?
4. Египетские пирамиды.
5. Школа в Двуречье.
6. Путешествие в Вавилон.
7. Будда и его учение.
8. Чему учил Конфуций?
9. Великая китайская стена.
10. Что из созданного на Древнем Востоке сохранило свое значение до наших дней?
Жюри подводит итоги дидактической игры.
Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Наиболее отличившиеся учащиеся получают оценки.
Итог урока:
Творческому усвоению истории и культуры стран Древнего Востока мы посвятили много уроков, учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в мифологии стран Древнего Востока, овладели историческими сведениями о странах Древнего Востока и их культуре. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.
Домашнее задание:
Заполните анонимную анкету по изучению темы “История и культура стран Древнего Востока”.
АНКЕТА
1. Как я усвоил материал?
а). Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б). Усвоил материал частично.
в). Необходимо еще поработать.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
а). Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
б). Допустил ошибки (на каком этапе?)___________________________.
в). Не справился (с какими заданиями?)__________________________.
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
а). Дружно, совместно разбирали задания.
б). Активно участвовали в обсуждении не все.
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок.
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось? ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики обработки (важно, что бы ученики получали анкеты, в которых не были бы указаны баллы).
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА АНКЕТИРОВАНИЯ
1. Как я усвоил материал?
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?
После проведения анкетирования учитель обрабатывает все анкеты. По их результатам он определяет количество учащихся с низким, средним и высоким уровнем эффективности усвоения знаний. Для этого используется следующая таблица с граничными значениями:
Оценка результатов анкетирования
(Анализ эффективности применения дидактической игры)
Наименование показателя | Уровень эффективности применения дидактической игры | ||
Балльный интервал | 12-17 баллов | 18-24 баллов | 25-30 Баллов |
Область уровня эффективности применения дидактической игры | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Оценка урока | урок удовлетворительный | урок хороший | урок отличный |
Достоинством такой методики проведения урока является то, что дидактическая игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
Учитель может оценить уровень эффективности применения дидактической игры и качество обучения.
Достоинство такой методики урока состоит в следующем: