Загрузить презентацию (963 КБ)
Загрузить презентацию (803 КБ)
Загрузить презентацию (511 КБ)
Тема: Текстильные волокна.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: беседа.
Интеграция: биология.
Цели:
Структура урока.
Этапы работы | Содержание работы | Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. | Презентация, пособия с растениями. |
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Презентация |
Контроль и рефлексия. | Ответы на вопросы | Презентация |
Подведение итогов. | Домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение». Эта наука изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Тема нашего урока «текстильные волокна», вы узнаете, какие они бывают, из чего их получают и как используют.
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей. (Слайд 2)
Натуральные волокна – это волокна, которые имеются в природе.
Химические волокна – это волокна, полученные на предприятии. (Слайд 3)
Волокна растительного происхождения. (Слайд 4)
Хлопок вырабатывают из хлопчатника – травянистого кустарника. Цвет белый или кремовый. (Слайд 5)
Капок вырабатывают из сейбы – шелково-хлопкового дерева, распространенного в лесах Америки. (Слайд 6)
Койр – упругое волокно темно-бурого цвета, окружающее скорлупу кокосового ореха. (Слайд 7)
Лён вырабатывают из стеблей льна – травянистого растения. Длина волокон 35-90 мм, цвет от светло-серого до темно-серого. Лен обладает некоторым блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. (Слайд 8)
Конопля – вырабатывают из стеблей травянистого растения конопли. (Слайд 9)
Крапива. Можно ли вязать из крапивы? На этот вопрос давным-давно дал ответ еще Г.Х. Андерсен.
2. Из первых уст…
«Твоих братьев можно спасти, – сказала Фата-Моргана, – но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук, и все-таки она делает камни гладкими и круглыми, но вода не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы; у воды нет сердца, которое сжимается от страха и муки, как твое сердце». (Слайд 10)
Джут вырабатывают из джута – кустарника семейства липовых. (Слайд 11)
Кенаф вырабатывают из стеблей высокого (4 метра) однолетнего растения кенафа. (Слайд 12)
Абака вырабатывают из листьев абаки – текстильного банана. (Слайд 13)
Сизаль вырабатывают из листьев агавы сизалевой. (Слайд 14)
Производство хлопка. Когда плод хлопчатника созревает, коробочка раскрывается, волокно вместе с семенами готово к сбору.
Его собирают хлопкоуборочными машинами или вручную. (Слайд 15)
Производство льна. В августе когда семена в основном созрели, а волокно уже сформировалось, проводят уборку льна.
Его выдергивают с корнем (теребление), сушат и обмолачивают для отделения коробочек с семенами. (Слайд 16)
Свойства хлопка. У каждого волокна есть положительные и отрицательные свойства. (Слайд 17)
Свойства льна: (слайд 18)
Из хлопка вырабатывают ситец, бязь, фланель. Из льна льняную ткань. (Слайд 19)
3. Контроль и рефлексия
– Где человек берёт натуральные волокна? (В природе)
– А химические? (Производит на заводе)
– Перечислите волокна растительного происхождения. (Лён, хлопок, крапива, джут, сизаль, кенаф, конопля, абака)
– Чем полезны эти волокна для человека? (Гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, гипоаллергенностью (Слайд 20)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения. Узнали о том, из чего можно получить волокна, о свойствах основных волокон, используемых в нашей стране.
5. Домашнее задание: выучить конспект.
Тема: Прядение и ткачество.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма: рассказ, беседа.
Интеграция: биология, математика.
Цели:
Структура урока.
Этапы работы | Содержание работы | Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. | |
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Презентация, пособия с тканями |
Применение знаний | Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения» | Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы. |
Контроль и рефлексия. | Ответы на вопросы | Презентация |
Подведение итогов. | Домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества, научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.
Пряжа – скрученная нить из любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток. (Слайд 2)
Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3)
Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную. Делали это спомощью веретена или прялки. (Слайд 4).
Ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи (Слайд 5)
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи. (Слайд 6)
Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7)
На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань. (Слайд 8)
Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка (поперечные)
Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромки
Уточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк ткани. (Слайд 9)
Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это переплетение нитей основы и утка. Самое простое переплетение – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд 10)
2. Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного переплетения»
Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.
3. Контроль и рефлексия
– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких волокон)
– Пряжа получается в процессе… (Прядения)
– Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей)
– Вдоль кромки проходят нити… (Основы)
– Поперек ткани проходят нити… (Утка)
– Ткацкое переплетение – это… (Переплетение нитей основы и утка) (Слайд 11)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.
5. Домашнее задание: выучить конспект.
Тема: Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Тип урока: получение новых знаний, повторение и закрепление.
Форма: рассказ, беседа.
Интеграция: ИЗО.
Цели:
Структура урока.
Этапы работы | Содержание работы | Материально-техническая база |
Организационно-подготовительный | Приветствие, проверка явки учащихся. Активизация учащихся. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи. | |
Формирование новых знаний | Теоретические сведения. | Карточки с признаками лицевой и изнаночной стороны ткани |
Применение знаний | Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани» | Учебник, тетрадь, образцы тканей, клей, ножницы. |
Контроль и рефлексия. | Кроссворд | Презентация |
Подведение итогов. |
ХОД УРОКА
Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы закончим изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «Лицевая и изнаночная сторона ткани». На первом уроке я расскажу вам о том, как отличить лицевую сторону ткани от изнаночной. На втором уроке будем разгадывать кроссворд.
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.
Применение знаний
Практическая работа «Определение лицевой стороны ткани». Выполнение работы по инструкционным картам на стр.12 учебника.
Контроль и рефлексия
Кроссворд по разделу «материаловедение» (презентация)
Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии вы научились определять лицевую сторону ткани. Мы с вами закрепили знания, полученные на все уроках по материаловедению. На следующем уроке начнем новый раздел машиноведение.
Домашнее задание: принести тетрадь.
Используемая литература:
1. В.Д.Симоненко Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – М.: Вентана-Граф, 2004.