Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Информационные технологии на уроках биологии

Добавлено: 2015.05.04
Просмотров: 299

Синицына Елена Викторовна, учитель химии

Форма проведения урока: игра “Биологический хоккей” (работа в группах- командах).

Цель урока:

Способы деятельности учеников:

Средства обучения:

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Условия игры.

Класс делится на 2 команды по 6 человек. Остальные зрители.

В каждой команде: 3 нападающего (слабые ученики), 2 защитника (средние ученики), вратарь – капитан команды(сильные ученики).

Учитель – судья, который оглашает счёт отбитых и пропущенных шайб.

На вопрос или задание, указанное на шайбе первыми отвечают нападающие. На обдумывание ответа даётся 1 минута.

Если ответ неправильный шайба направляется защитникам. На формулировку ответа даётся 30 сек.

Если защитники не справляются с заданием, в игру вступает вратарь. Он даёт ответ сразу.

Я надеюсь, что шайбы до ворот долетать не будут, а вратари будут оценивать игроков команды красными карточками за неправильные ответы или пассивность в игре.

Ход игры

  1. Блиц жеребьёвка за право команде вступить в игру первой (Участвуют капитаны команд).

  2. Первый период (Повторение особенностей строения, питания бактерий, грибов, лишайников).

  3. Перерыв (Сценка о значении грибов - Дрожжи и Пеницилл).
  4. Второй период (Повторение размножения и значение изученных организмов в природе и жизни человека).
  5. Перерыв (Заочное путешествие по лесной тропинке).
  6. Третий период (Работа с сигнальными карточками, выполнение тестовой работы по изученному материалу)
  7. Итоговый счёт. Оценка работы игроков команды капитаном. Выставление оценки.

2. Вопросы блиц- жеребьёвки.

  1. Иное, широко распространённое название белого гриба (боровик).
  2. Гриб, его часто называют дедушкиным , волчьим табаком (дождевик).
  3. Бактерии, изогнутые в виде запятой (вибрионы).
  4. Французский учёный, изучивший протекание многих инфекционных болезней, в честь которого назван один из способов обработки молока (Л.Пастер).
  5. Гриб – кистевик, вырабатывающий антибиотик, широко используемый в медицине ( пеницилл).
  6. Симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли (лишайник).
  7. Сочный корм для с/х животных, приготовленный из зелёной массы растений благодаря деятельности молочно – кислых бактерий (силос).
  8. Карантинная болезнь человека, возбудители которой передаются главным образом посредством блох (чума).

Капитан команды, набравший большее количество правильных ответов получает право вступить в игру со своей командой первым.

3. Шайбы 1 периода. (Вопросы , записанные на шайбах посылаются учителем в команды по очереди. За неправильный ответ команда получает гол – штрафной балл. Задача каждой команды набрать меньшее количество баллов).
  1. Почему бактерии выделили в особое царство?
  2. Почему грибы не объединили с животными, ведь в их клетках содержится хитин?
  3. Кто такие стрептококки?
  4. Что такое микориза?
  5. Чем цианобактерии отличаются от других бактерий?
  6. Чем Мукор отличается от Пеницилла?
4. Перерыв. Сценка. Действующие лица – Дрожжи, Пеницилл.(готовится как д/з из ребят свободных от игры).

Д: Друзья, мы затеяли спор:

Какие грибы важнее?

Мы крошки – дрожжи, уже не одну тысячу лет человеку помогаем хлеб печь! Тесто от углекислого газа пышнее делается, а выделяется он при брожении.

П: Кого обмануть вздумали. При брожении глюкозы образуется этанол – этиловый спирт. А как он для человека вреден! Алкоголиками люди становятся. В руках ( С6Н12О6---- 2 С2Н5ОН + 2СО2 ) глюкоза этанол углекислый газ

П: Вот я – один из самых известных представителей группы несовершенных грибов. Именно у меня была открыта способность синтезировать антибиотики и выделять их из клеток. Человек использует эту плесень при производстве сыров “Рокфор” во Франции.

Д: Что ты мне тут сказки рассказываешь! Пеницилл – известный вредитель урожая, вызывает гниение плодов цитрусовых , яблок. На худой конец и хлебом и бумагой может закусить.

П.иД. вместе: Не будем спорить! Грибы разные нужны, грибы разные важны!

5. Шайбы 2 периода. Вопросы на логическое мышление.
  1. На основании арифметических подсчётов установлено, что потомство одной бактерии через 5-6 суток могло бы заполнить все моря и океаны на Земле. Как можно объяснить, что в действительности этого не происходит?
  2. Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку на чурбаках спиленных деревьев, соломе. Почему нельзя выращивать белые грибы таким же способом?
  3. Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г.Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от лат. “фунгус” - гриб). Затем такое же вещество обнаружили в покрове тела насекомых. Как оно называется?
  4. Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
  5. В кастрюле под крышкой остался варёный картофель, и про него забыли. через несколько дней открыли крышку и увидели пушистую “вату”. Как объяснить её появление?
  6. Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока?
6. Перерыв. Выступление детей из числа болельщиков сопровождается презентацией “Природа – это дом , в котором мы живём!”, которая подготовлена в качестве индивидуального д/з. (ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗРАБОТКЕ УРОКА)

Природа – это дом, в котором мы живём,
и в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
хотим мы поселится в доме том на веки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнём,
Что будет, если в нём сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
растут цветы и хлеб,
Кругом смеются дети.
И этот, дом и смех – один, один для всех,
другого дома нет на целом свете.
Природа – это дом под снегом и дождём.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живём.
На это мирный дом имеем право!

Хорошо в лесу.

Раннее утро. Первая туманная дымка закурилась над лесом.

Вот он, верный сигнал грибникам.

Есть такая примета: “Лесная гладь затуманилась… Значит, пошли и грибы”.

Дело заманчивое. Скорей с корзинками в лес!

Спасибо за внимание. Закончилось наше заочное путешествие в царство “Берендея”.

7. 3 период. Работа с сигнальными карточками. Красный – да, синий – нет.
  1. Бактерии и грибы гетеротрофы
  2. Бактерии и грибы размножаются спорами.
  3. Грибы – паразиты это трутовик.
  4. Лишайники не причиняют вреда деревьям, на которых поселяются.
  5. Микориза – это заболевание растений, вызываемое грибами.
  6. Гриб – пеницилл вырабатывает антибиотик, широко используемый в медицине.
  7. Симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли - лишайник.
  8. Сочный корм для с/х животных, приготовленный из зелёной массы растений благодаря деятельности молочно – кислых бактерий называется силос.
  9. Карантинная болезнь человека, возбудители которой передаются главным образом посредством блох чума.
  10. Бактерии, изогнутые в виде запятой- бациллы.
8. Подведение итогов. Выступление капитанов команд.Самооценка.

Список литературы:

  1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии:Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники.- М.:Просвещение:АО “Учеб. Литер), 1996 г.
  2. Биология. 6-7 кл.:нестандартные уроки и внеклассные мероприятия/сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград:Учитель, 2005
  3. Томанова З.А. Природа родного края: учеб. Пособие для учащихся 6 кл./ З.А. Томанова, А.Н. Любарский. –СПб.:Спец. Литер.,2007