Введение. Понятие об интеграции
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы, примером интеграции служат ФГОС 3-го поколения, где предоставлена возможность интеграции не только тем, но и дисциплин.
Интеграция дисциплин в профессиональном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновления её структуры и содержания.
Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, обеспечивает овладение ими комплексными знаниями, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее образования связано с синтезом разных учебных дисциплин, и прежде всего цикл образовательных стандартов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и даже взаимопроникновением в дисциплины других циклов. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в образовательную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов, причём не только 2-х, но и 3-х дисциплин различных циклов.
Так, например, из своей практики привожу пример соединения в едином уроке 3-х дисциплин: информатики, сметного дела и черчения.
Студенты специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на уроке технического черчения выполняли чертёж небольшого загородного дома (дачи), на сметном деле обучающиеся составляли смету строительства дома, на уроке информатики студенты, работая в электронных таблицах, прочитывали стоимость загородного дома.
Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания дисциплины становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных технических и информационных приёмов.
Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую информационно-инновационную среду, освоение новых знаний, постижение мировых достижений, изучения образов моделей бытия.
Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, причинно-следственной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о информационно-коммуникационных технологиях.
Научные основы интеграции
Интеграция как явление появилась в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний и требований к ним в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужении круга профессиональных интересов узких специалистов. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.
В науке выделяются следующие направления интеграции, которые в равной степени можно представить и в педагогической науке:
Типы, виды и уровни педагогической интеграции
В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:
Методика интегрированного урока
Интеграция в современной образовательной среде идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях (внутрипредметном и межпредметном). Следует обозначить и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и дисциплин, включение в интеграцию нового дополнительного содержательного материала.
Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала –это актуализация прежних знаний, привлечение по мере познавания нового дополнительных сведений из различных современных источников, широкое использование ИКТ по различным темам, активизируя межпредметные связи в различных аспектах учебного материала, делая упор на жизненной значимости материала и его практическое примение в окружающей среде.
Существует четыре уровня интегрированных уроков:
I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор преподавателями информации, близкой по значению);
III уровень – сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер, предполагает, как преподавателями, так и обучающимися в виде рефератов, докладов, презентаций доносить до обучающихся новые интегрированные знания);
IV уровень – сравнительно-обобщающий (работа группы по определённой теме с привлечением различных источников информации).
Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы преподавателей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап – исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап – аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Интеграция – это целостное восприятие учебного материала, актуализация изучаемой темы в окружающей среде, её значимость в области науки и хозяйственной деятельности.
Это вид образовательной деятельности на уроке, который требует больших знаний у преподавателей, умения донести до слушателя новые компетенции, мотивировать обучающихся на усвоение материала и осмысление его для дальнейшей своей жизни.
Выводы
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
Литература:
Сайты: