Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Открытый урок русского языка в 9-м классе по теме Обращение. Культура общения

Добавлено: 2015.04.26
Просмотров: 310

Долгушина Ирина Николаевна, учитель русского языка

Тема: «Обращение. Культура общения».

Задачи урока.

Оборудование.

ХОД УРОКА

1. Начало урока

– Очень рада вас видеть! Обращаюсь к вам, девятиклассники! Наш урок является продолжением предыдущего. Так, руки подняли. Что прозвучало? (Обращение «девятиклассники»).
– Молодцы, внимательные. (Молодцы).
– Приветствуем Вас, дорогие гости! (Дорогие гости).
– Что за слова такие Вы называете? (Это обращения, они указывают на того, к кому обращаются с речью).
– Хорошо. Как из слова «общение» получить слово «обращение»?

2. Постановка задачи

– Посмотрите внимательно на доску. Каковы задачи сегодняшнего урока? Подумайте, посмотрев внимательно на доску.

Схема простого предложения. Обращение
Этикет
Общение

Запись темы учеником на доске и детьми в тетрадях.

– Будем конструировать предложения, учиться их правильно оформлять, используя обращения; развивать умение ориентироваться в практической обстановке, устанавливать контакты с окружающими. Обращение мы употребляем, строя предложения. Предлагаю проверить свои знания по теме: «Предложение».

3. Тест. Проверка. Оценки. (1–6 задания, 7 – по желанию)

Тест «Предложение»

Выбери верное утверждение:

    • Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
    • Предложение – это группа слов.
    • Подлежащее обозначает о ком или о чем, говорится в предложении и отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? Подчеркивается в предложении одной чертой.
    • Подлежащее отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? Подчеркивается в предложении одной чертой.
    • Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Подчеркивается в предложении двумя чертами.
    • Сказуемое обозначает глагол и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Подчеркивается в предложении двумя чертами.
    • Второстепенные члены предложения поясняют главные члены.
    • Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены.
    • Основу предложения составляет подлежащее и второстепенные члены
    • Основу предложения составляет подлежащее и сказуемое.
    • Сложное предложение состоит из одного простого с однородными членами.
    • Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
  1. *

По дорожке сада степенно расхаживал и расправлял красивый хвост павлин.

  1. *

Уметь ходить уметь стоять говорить уметь быть вежливым – это не пустяк товарищи.

4. Словарная работа

Этикет – установленный порядок поведения. («Толковый словарь»).
Этика.
– Составьте предложение по схеме со словом «этикет».

Ребята соблюдают правила этикета. (Повествовательное, распространенное, простое).

Разбор по членам предложения и частям речи. Беседа.

– Что такое обращение? (Слова, которые указывают к кому обращаются с речью. На письме выделяются запятыми или восклицательным знаком).
– Предложите свое задание. Запись предложения с обращением.
– Ребята, соблюдайте правила этикета! Схема.
– Где еще может находиться обращение?

5. Тест. Задание №8.

– Все ли правильно в этой записи? Запись у доски и в тетради.

Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустяк, товарищи! (А. С. Макаренко.)

– Выберите из двух подходящую для данной ситуации пословицу:

«Красив тот, кто красиво поступает».
«Ошибся, что ушибся – вперед наука».

6. Итак, сделаем вывод:

– Обращение указывает на того,к кому обращаются с речью;
– Может находиться…;
– На письме выделяется запятой или восклицательным знаком, в устной речи интонацией, голосом.

7. Музыкальная пауза.

Прослушивание отрывков из песен О. Газманова и других исполнителей. Ученики называют услышанные обращения.

8. Работа учащихся в группах. Обыгрывание бытовых ситуаций.

– Пригласить подругу (друга) в кино;
– попросите у учителя разрешения войти в класс;
– попросите продавца разрешить примерить туфли;
– вам нужна фотография для паспорта, что вы скажите фотографу?
– у вашего соседа стало плохо с сердцем, вы звоните по телефону скорой помощи 03, что вы скажите?
– вы хотите пойти в кино, как вы попросите разрешение на это у родителей?

Итоги. Оценки.

9. Запись под диктовку у доски и в тетрадях.

Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

– Подберите синонимы к словам «Отчизна», «прекрасные».
– Приведите пример мужества, героизма людей, беззаветного служения своей Родине. (Великая Отечественная воина)
9 мая сотни людей движутся к Парку Победы, чтобы воздать дань памяти погибшим. У нас в школе также будет проходить большое мероприятие, посвященное Дню Победы.
– Используя опорные слова, обращения, составьте текст приглашения для родителей. (В парах)
– Родители, уважаемые, приглашаем, торжество, посвященное.
– Уважаемые родители! Приглашаем вас на торжество, посвященное 62-летию со дня Победы.
– Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой Родине, к месту, где ты родился и вырос, где живешь.
– Что вы, школьники, можете сделать для этого?
– Беречь свою школу;
– Соблюдать чистоту и порядок;
– Заботиться о близких людях, проявлять внимание и уважение к окружающим.

10. Сценка

– Наше общение с окружающими осуществляется более всего в словах и в разговоре с ними. Слово – проводник. Вспомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце. Как может быть весомо и емко произнесенное слово!

Участники: хозяин-купец, гостья, Эзоп

Словом можно убить,
Словом можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.

– Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.

11. Тренинг «Снежный ком»

Ведущий, обращаясь к первому сидящему, говорит: «Ты внимательный». Второй как эстафету передает это слово и приставляет другое: вежливый, умный и так далее. Добрые слова растут как снежный ком.

12. Портрет А.П. Чехова. (В человеке все должно быть прекрасно…)

– Какие умные мысли Вы унесете с урока?
– Домашнее задание.
– Оценки.
– Огромное спасибо всем за активную работу.
– Делайте людям добро, и они отблагодарят Вам тем же.

13. Музыка

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибиться снова.

(Б. Окуджава).