Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Эффективные методы обучения иностранному языку

Добавлено: 2015.04.25
Просмотров: 334

Николаева Людмила Викторовна, учитель английского языка

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире.

Приобщение учащихся к практике общения на межгосударственном уровне, к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

Коммуникативная компетентность - система умений и навыков, связанных со способностью анализировать ситуации общения разных типов и применять необходимые коммуникативные стратегии в определенной ситуации. Сегодня понятие "коммуникативной компетентности" имеет более широкое значение: учащиеся должны уметь не только практически работать с информацией, но и передавать ее другим.

В процессе работы я решаю следующие задачи:

Ведущими подходами в обучении являются:

Вся система обучения базируется на следующих принципах:

Основными направлениями моей деятельности являются:

Метод проектов.

Метод проектов, который я использую в организации своей деятельности, позволяет:

Основная цель метода проектов, которую я ставлю перед собой, предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, консультанта.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает, какие источники информации использовать.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата - творческая работа.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

Определение темы, проблемы и цели проекта является наиболее важным этапом работы. Именно здесь закладываются основы решения поставленных задач, успешного выполнения задуманного.

Этап разработки структуры проекта требует во многих случаях консультации учителя (особенно на начальном этапе обучения иностранному языку, а так же в 5-6 классах). Работа учащихся с различными источниками информации, отбор языкового материала предполагают регулярные встречи с консультантом. В ходе таких встреч мы с учащимися анализируем проделанную работу, корректируем ошибки, в случае изменения первоначальных планов разрабатываем новые направления деятельности. Такая работа характерна для долгосрочных проектов.

Прежде чем перейти непосредственно к сбору информации, необходимо провести презентацию языкового материала и предкоммуникативную тренировку.

После выполнения задач этапов выбора темы и составления плана работы, определения стратегии своей дальнейшей деятельности, учащиеся переходят к этапу по сбору информации. Роль учителя заключается в том, что он отслеживает выбор учеником источников информации, анализирует обоснованность подбора информации. В случае необходимость учитель должен оказать содействие своим ученикам в установлении рабочих контактов с музеями, другими учреждениями культуры, детским центром экологического образования и туризма, преподавателями РГУ им. Канта и другими высшими учебными заведениями Калининградской области.

На протяжении работы над проектом учитель самым внимательным образом отслеживает процесс реализации поставленных задач, переход ученика с одного уровня восприятия на другой. Здесь очень важны обращение к уже имеющимся знаниям учащихся и их жизненному опыту. Одним из существенных моментов работы на данном этапе является создание учеником своей собственной системы хранения информации.

Работа в группах / индивидуальная работа в процессе моделирования проекта в любой его форме предполагает обязательную организацию консультативных встреч, во время которых учащиеся имеют возможность предъявить наработанный материал. Преподаватель комментирует проделанную работу, анализирует подготовленные фрагменты проекта, исправляет ошибки в употреблении языковых единиц, проводится отработка нового материала.

Если работа организована в рамках группового проекта, то учитель обязан четко координировать действия разных групп.

На мой взгляд самым интересным этапом работы над проектом для учащихся является этап подготовки презентации к защите.

Кульминационная точка работы - демонстрация результатов проекта.

Этап систематизации и подведения итогов включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания, темы, конечного результата работы, личного участия каждого из учеников в организации деятельности на всех этапах. Оценочная часть проектной работы предполагает также анализ деятельности учителя.

В среднем ежегодно проектной работой охвачено от 30 до 120 учащихся с третьего по одиннадцатый класс. Основная часть проектов, которые выполняют ученики, относится к индивидуальным проектам. Темы проектов разнообразны. Учащиеся всегда имеют право выбора темы, которая является на данном этапе наиболее интересной для них. Работы, как правило, красочно оформлены.

В рамках индивидуальной проектной работы учащимися были созданы альманахи "Стихотворные переводы английских и немецких поэтов".

Проектные работы, выполненные учащимися, могут быть использованы в качестве источника информации при подготовке к открытым мероприятиям, урокам, конкурсам и викторинам. Материалы по краеведению постоянно используются при подготовке к международным конференциям и семинарским занятиям.

При проведении международных семинаров используются форма групповых проектов. В их разработке принимают участие не только ученики нашей школы, но и учащиеся из образовательных учреждений Польши, Литвы, Латвии, Германии. Тематика их разнообразна. Она затрагивает проблемы экологии и образования в разных странах, проблемы молодежи и исторические аспекты, перспективы развития международного сотрудничества и обобщение его результатов. Такие проекты могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Один из долгосрочных проектов "Судьба фортификационных сооружений", разработанный учащимися

гимназии № 40, учениками из г. Электренай (Литва) и г. Гижицко (Польша) в рамках традиционного международного семинара "Уроки дипломатии" в ноябре 2006 года, был представлен нами на городской конференции "Информационно-компьютерные технологии в сфере современного образования" 1 февраля 2007 года как результат работы представителей трех государств.

Особой популярностью среди учащихся пользуются радиопроекты, фотопроекты, видеопроекты. Такая форма работы позволяет юным представителям разных государств расширить сферу возможностей ведения диалога культур, позволяет кратчайший найти путь к пониманию друг друга.

При решении поставленной задачи учащиеся объединяют усилия, направленные на достижение общей цели. Такие проекты реализуются и в гимназии № 40, и в Детской деревне Песталоцци в г. Троген (Швейцария) с 2000 года.

Первый этап подготовительный. В ходе его учащиеся формируют интернациональные группы (по 3-4 представителя от каждой страны), получают задание и разрабатывают стратегию деятельности. Им необходимо придумать сюжет истории по предложенной теме ("Права ребенка", "Школа", "Моя жизнь в будущем", "История любви" и т. д.), разработать план проведения фото- и видеосъемки, предложить комментарии по каждому из фрагментов проекта, обсудить предложения и выбрать общий вариант. Вся работа ведется на иностранном языке, как правило, на английском. Здесь помощь учителя может быть неоценимой. Он является консультантом по всем вопросам, связанным с иностранным языком.

Второй этап практический. Учащиеся непосредственно заняты съемкой или записью радиопрограммы в радиостудии "Power Up".

Заключительный этап - предъявление результатов деятельности группы. Озвучивание ведется на двух языках: английском и немецком. При подведении итогов обязательно отмечаются лучшие работы и самые активные участники. Каждый из участников проекта получает памятный диск с записью радиопередачи, с фотографиями проектных работ (презентации с проектами 2006 года см. в Папке достижений).

Особо эффективной следует признать проектную деятельность с использованием сети Интернет. Это прекрасная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. Найденная информация может быть представлена в виде проектных работ различного объема, докладов, рефератов и презентаций.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Результативность проектной деятельности

Наблюдения за динамикой интеллектуального и нравственного развития учащихся позволяют отметить положительные результаты проектной деятельности учащихся. Как учитель я могу судить о возросшем интересе к изучению английского языка.

Год Количество опрошенных Повышение интереса к изучению английского языка благодаря проектной деятельности
Да Нет Не знаю
1. 1995 44 25 4 15
2. 2000 39 30 2 7
3. 2005 51 50 0 1
4. 2007 46 46 0 0
5. 2009 51 50 0 1

Благодаря проектной деятельности с использованием информационных технологий значительно расширились возможности учеников. Работа над проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, делает их духовно богаче. Все учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью на уроках английского языка, являются участниками международных молодежных проектов, организуемых на территории г. Калининграда и на территории Литвы, Польши, Швейцарии, Германии.

Использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников

Другим направлением моей работы по развитию интереса учащихся к изучению английского языка, повышению качества знаний является использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников.

На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения необходимо учитывать связь структуры урока с психологическими особенностями младших школьников. Перед учителем иностранного языка возникает необходимость сохранения работоспособности учеников на протяжении всего урока, предупреждение утомляемости, поддержание интереса к работе. Важно учитывать данные психологии о том, что на запоминание у младших школьников большое внимание оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования опорных схем и таблиц - научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет реализовать дифференцированный подход к ученику, активизировать его познавательные возможности: память, мышление, воображение.

Методика составления логико-коммуникативных опорных схем включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, необходимо составить модель монологического высказывания - речевой эталон, который соответствует требованиям программы и предусматривает возможности ученика. Речевой эталон включает в себя изученный языковой и речевой материал; материал, который предстоит освоить, а также дополнительный материал. При составлении речевого эталона учитель должен учитывать жизненный опыт своих учеников, их интересы, уровень интеллектуального развития.

После составления речевого эталона начинается непосредственно создание логико-коммуникативной опорной схемы. В зависимости от уровня сформированности речевых навыков и умений, от уровня развития мыслительных способностей ученика выбираются сигналы-символы: изобразительные и вербальные. Вербальные средства включают в себя речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства представлены рисунками, аппликациями, геометрическими фигурами, цифрами.

При составлении логико-коммуникативных опорных схем необходимо использовать следующие принципы:

Логико-коммуникативные опорные схемы могут представлять собой более развернутые и менее развернутые программы высказывания. Каждая опорная схема должна состоять из 3-х частей, она должна включать вступление, основную часть и заключение.

Организация работы с логико-коммуникативными опорными схемами предполагает их комплексное использование в процессе изучения темы.

При первом предъявлении схемы учитель знакомит учащихся с речевым эталоном, которым им предстоит овладеть в процессе работы над темой. Учитель может организовать беседу с учениками, в ходе которой повторяется материал, знакомый им по предыдущим темам.

На последующих уроках учитель обращает внимание на отдельные блоки опорной схемы. Они отрабатываются в изолированном виде. Большое внимание следует уделять хоровой и индивидуальной отработке отдельных предложений и ситуаций.

Следующий этап - обучение учащихся целостному высказыванию по опорной схеме. Первые монологические высказывания могут быть предъявлены несколькими учащимися, которые последовательно освещают предложенные учителем ситуации. Например, при работе над темой "Времена года. Погода" один ученик рассказывает о зиме, второй о весне, третий о лете, четвертый об осени. И только после этого можно предложить желающему ученику рассказать обо всех временах года, о погоде в Калининградской области.

На последних уроках работы над темой общение учителя и учеников организуется без опоры на логико-коммуникативную схему.

На протяжении нескольких лет мои ученики подчеркивают, что логико-коммуникативные опорные схемы им очень помогают в обучении.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные, яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию. Опорные схемы позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между ними, содействуют развитию логического мышления. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала - создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

Подводя итоги, хочется сказать, что интерес к изучению английского языка растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать, что хорошее знание иностранного языка является неотъемлемой частью современной жизни - это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем.