Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Интегрированный урок биологии, физики, информатики по теме Физика в живой природе

Добавлено: 2015.04.24
Просмотров: 323

Михалева Ольга Федоровна, учитель биологии Ноздрина Любовь Дмитриевна, учитель физики Сидичкина Светлана Валерьевна, учитель информатики

Цели урока:

образовательные:

- обобщить и углубить знания учащихся по теме “Закон Паскаля”;

- продолжить формирование навыков моделирования процессов в живой природе на примерах простых физических опытов.

Развивающие:

- развивать интерес к естественным наукам;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- продолжить формирование умения обобщать;

- формировать убежденность учащихся в единстве живой и неживой природы;

- формировать убежденность в возможности познания мира;

- формировать умение слушать и “слышать” друг друга.

- умение оценивать личный и общий вклад в работу группы.

Воспитательные:

- формирование культуры общения;

- развитие самостоятельности;

- умение работать в группах.

Оборудование:

Программный продукт по биологии “Уроки биологии Кирилла и Мефодия”,диск с программой “Открытая физика”,

Биологическое оборудование: таблицы:“Нервная система человека”, “Рефлекторная дуга”, таблица: “Мышцы”, скелет человека, живое растение, таблицы: “Фотосинтез”, “Пищевые цепи” таблицы: “Кровеносная система человека”, “Газообмен в легких и тканях”, модель Дондерса, модель глаза человека, таблица: “Зрительный анализатор”, модель уха человека, таблица:“Слуховой анализатор”.

Физическое оборудование: источник тока, амперметр, ключ, соединительные провода, резистор, лампа; рычаг, набор грузов, динамометр, пружины разной жесткости, модель для демонстрации видов деформации; автомобиль, собранный из Лего-конструктора и работающий на солнечных батареях, настольная лампа;, шприц, стакан с водой, бутылка с газированной водой; модели видов линз, экран, свеча, линзы на подставках; камертон с молоточком.

Оборудование ИКТ: компьютер учителя, мультимедийный проектор, компьютеры учеников, подключенные к ЛВС, принтер.

Эпиграф урока на доске: “Мир един, хотя и многообразен”.

Метод проведения урока:

Частично-поисковый (самостоятельное проведение физических опытов с их последующим объяснением, применение сделанных выводов для объяснения процессов в живой Природе…).

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учащиеся рассаживаются за 5 столов по группам, состав которых определен в оценочных листах, оборудование разложено на столах, на мониторах ученических компьютеров выведены инструктивные карточки для работы в группах (приложение №2).

2. Актуализация знаний (3 мин.): работа сопровождается слайдами презентации

Учитель: Вас, ребята, просили повторить понятия электрический ток, рычаг, свет, звук, нервный импульс, рефлекторная дуга ,закон Паскаля, закон сохранения энергии, преломление света, распространение звука, как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке, какова тема нашего урока? Обратите внимание на эпиграф к уроку, на экране слайд с эпиграфом урока (приложение №1, слайд №1).

Ученики:тема урока - “Физические явления в природе”

Учитель: Правильно: “Физика в живой природе” (приложение №1, слайд №2).

Каковы цели нашего урока? Обратите внимание на материалы к уроку, лежащие на ваших столах.

Ученики: поднимают руки, желающие формулируют цели урока: убедиться в том, что физические законы и явления действуют в живой природе, уметь работать в группах, распределять обязанности, оценивать работу свою и участников группы, работать по плану, уметь добывать информацию, делать выводы (приложение №1, слайд №3).

Учитель:правильно, а еще вы должны через 20 минут представить свою работу, четко и точно выполнив алгоритм, в течение 2 минут.

3. Основной этап урока: самостоятельная работа в группах (20 мин.)

Проведение и объяснение физических опытов, распространение выводов на процессы в живой природе, на процессы, происходящие в организме человека (20 мин.)

Учителя являются консультантами.

а) Работа в группах:

1-я группа: “Электричество в живой природе”(приложение №2, лист №1)

2-я группа: “Механика в живой природе” (приложение №2, лист №2)

3-я группа: “Тепловые явления в живой природе” (приложение №2, лист №3)

4-я группа: “Давление твердых тел, жидкостей и газов” (приложение №2, лист №4)

5-я группа: “Оптические явления в живой природе” (приложение №2, лист №5)

6-я группа: “Звуковые волны в живой природе” (приложение №2, лист №6)

Экспериментальная работа длится 20 минут, затем 1 представитель от каждой группы представляет результаты работы всему классу в течение 2 минут.

4. Представление учащимися результатов работы в группах (15 мин.)

Ученик /группа 1/: демонстрируют свечение лампы при замыкании электрической цепи, объясняют значение нервных импульсов в живых организмах. Представление иллюстрируется слайдами презентации (приложение №1, слайд № 5-6)

Ученик /группа 2/: демонстрируют рычаг, объясняют действие рычага при сокращении мышц.Представлениеиллюстрируется слайдами презентации (приложение №1, слайд № 7-8)

Ученик /группа 3/: демонстрируют движение автомобиля при освещении солнечной батареи настольной лампой и объясняют действие закона сохранения энергии в живых организмах.

Представление иллюстрируется слайдами презентации (приложение №1, слайд № 9-10)

Ученик /группа 4/: демонстрируют подъем жидкости в цилиндре шприца и образование обильных пузырьков газа при открывании бутылки с газированной водой, модель Дондерса, объясняют причины движения крови, газообмена в легких и тканях разностью парциального давления жидкостей и газов.

Представление иллюстрируется слайдами презентации (приложение №11, слайд № 11-13)

Ученик /группа 5/: демонстрируют опыт получения четкого изображения источника света на экране при прохождении через собирающую линзу, объясняют значение оптической системы глаза человека для нормального зрения.Представление иллюстрируется слайдами презентации (приложение №1, слайд №14-15)

Ученик /группа 6/: демонстрируют звучание камертона, объясняют значение распространения звуковых волн в упругой среде, возникновение в ней механических колебаний и передачу этих колебаний составными частями слухового анализатора.

Представление иллюстрируется слайдами презентации (приложение №1, слайд №16-17)

Учитель:Давайте теперь сделаем общий вывод нашего урока.

Ученики: живая и неживая природа едины (приложение №1, слайд №18)

5. Проверка понимания учащимися знаний (6 мин.)

Учитель: молодцы, ребята, не только провели опыты, но и сумели грамотно их объяснить, но вы же не сомневаетесь, что проявление физических законов не ограничивается этими опытами. Приведите примеры действия физических законов и явлений в живой природе.

Ученики: пластинки губчатого вещества костей, расположенные в разных направлениях, обеспечивают прочность костей (приложение №1, слайд №19)

Учитель: сейчас вам будут продемонстрированы биологические объекты, а вы должны объяснить какие физические законы обеспечивают процессы их жизнедеятельности.

Учитель демонстрирует муляж рыбы, фото летучей мыши, перо птицы.

Ученик: обтекаемая форма тела водных животных уменьшает трение и обеспечивает большую скорость передвижения (приложение №1, слайд №20)

Ученик:летучие мыши для ориентации в пространстве используют ультразвуковые волны (эхолокация) (приложение №1, слайд №21)

Ученик: бородки пера птицы, сцепленные крючочками, создают несущую плоскость и обеспечивают полет птицы (приложение №1, слайд №22)

Учитель: верно, живая природа – гениальный конструктор, великий зодчий и строитель.Так родилась новая наука - бионика (приложение №1, слайд №23)

Учитель: спасибо за работу. До свидания.

Приложение 3

Приложение 4