Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Ломоносовские чтения, посвященные 295-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Добавлено: 2015.04.17
Просмотров: 318

Кудравец Елена Александровна, учитель химии Чащина Галина Францевна, учитель химии

“Историк, ритор, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…” А.С. Пушкин

Оформление: Стенгазеты о М.В.Ломоносове; стенд “Краткий хронограф жизни и творчества М.В. Ломоносова” (Приложение 1), плакаты с высказываниями русских писателей о Ломоносове (Приложение 2), слайд-фильм о М.В. Ломоносове (Приложение 3).

Учитель. Наука, Творчество, Прогресс – эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, так слились с ней, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл, какая гигантская человеческая деятельность стоит за ними. А если мысленно вернуться на несколько столетий назад? Наше внимание привлекут отдельные фигуры творцов новой мысли, энтузиастов и тружеников знания, которым приходилось почти в одиночку, среди суеверий и псевдонаучных идей прокладывать новые дороги в науке.

Одной из таких наиболее знаменательных и величественных фигур в истории естествознания был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик и основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов, которому 8 (19) ноября исполнилось 295-лет со дня рождения. В связи с этой знаменательной датой мы проводим сегодня Ломоносовские чтения.

Ведущий. Ученый - естествоиспытатель, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики – таким был и остается в памяти потомков М.В. Ломоносов. А.И. Герцен о нем писал: “Как по своему энциклопедизму, так и по легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека. Он писал по-русски, по-немецки и по-латыни. Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком. Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его”.

Жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

Сообщения учащихся:

1. Родина Ломоносова и его детские и юношеские годы. М.В. Ломоносов родился 19 ноября нового стиля 1711 года в деревне Денисовке (ныне Мишанинской), на одном из больших островов Северной Двины недалеко от города Холмогоры Архангельской области. Отец его – Василий Дорофеевич – был крестьянином-помором и, помимо сельского хозяйства, занимался морским промыслом в Белом море и Ледовитом океане. Он женился в 1710 году на дочери дьякона – Елене Ивановне Сивковой.

Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Общение с этими людьми и с богатой природой острова развило живой ум Михайлы, пробуждало в нем любознательность. Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, с сильным характером. Когда Ломоносову исполнилось 10 лет, отец стал брать его на рыбный промысел в Белое и Баренцево море. Возвратившись из первого плавания, Ломоносов застал мать в сильной горячке, от которой она, спустя 10 дней, умерла. Вскоре отец привел в дом новую жену.

Поездки с отцом на промыслы были, по словам Ломоносова, его лучшими детскими воспоминаниями. Путешествия по беломорскому северу обогатили Ломоносова важными наблюдениями, многие из которых пригодились впоследствии в научной работе.

Рыбным промыслом Ломоносовы занимались только поздней весной, летом и ранней осенью, а на зиму оставались дома. Здесь у местного крестьянина Ивана Шубного Ломоносов выучился читать и писать. Учитель был всего на 7 лет старше своего ученика. Другим учителем Ломоносова был местный дьячок Семен Никитич Сабельников. Ломоносов начал учиться читать и писать в 11 лет, а уже через 2 года он, к всеобщему удивлению, стал лучшим чтецом в приходской церкви.

В то время в России было мало книг светского содержания. Лишь совершенно случайно в руки любознательного мальчика попали 2 книги, сыгравшие особую роль в его образовании. Это были “Арифметика” Леонтия Магницкого – первый русский учебник по математике и “Грамматика” Мелентия Смотрицкого. Впоследствии Ломоносов назвал эти книги вратами своей учености.

Самообразование давалось Ломоносову нелегко. Мачеха неодобрительно относилась к его занятиям. Будучи уже академиком, он вспоминал: “…имеючи отца, по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами”.

После того, как Ломоносов узнал, что настоящее образование можно получить лишь в Москве или Петербурге, причем сначала надо изучить латинский язык, на котором в те времена писались все ученые сочинения, он загорелся желанием уйти учиться в один из этих городов. Кроме того, появилось ещё одно важное обстоятельство, которое ускорило уход Ломоносова из дома - это упорное желание его родителя женить его поневоле.

9 декабря 1730 года тайком от отца он ушел из дома и навсегда покинул родные места.

2. Годы учебы в Москве, Санкт-Петербурге и в Германии. Судьба благоприятствовала Ломоносову, и вскоре после прихода в Москву он был принят в младший класс Славяно-греко-латинской академии, именовавшейся в народе Спасские школы. В стенах этого заведения он проучился 5 лет. С большим старанием он принялся за учебу и к концу первого года обучения был переведен в 3 класс. Скоро он вполне овладел латинским и древнегреческим языками. Свободное время он проводил в библиотеке за чтением рукописных русских летописей и латинских книг по философии и истории. Во время обучения в Спасских школах Ломоносов жил впроголодь. И все-таки его успехи были поразительными. В числе лучших учеников академии Ломоносов был отправлен в Петербург для дальнейшего обучения в Академии наук. Однако слушать лекции академических ученых Ломоносову не пришлось, так как он был послан в Германию в Марбургский университет для обучения химии, физике, математике, где проучился около 3 лет.

В июле 1739 года Ломоносов переехал во Фрейберг. Здесь, в лаборатории профессора Генкеля, он занялся изучением минералогии, горного дела, металлургии, посещал шахты и осваивал пробирный анализ.

Летом 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург. В академии наук Ломоносов был принят хорошо, однако не получил никакого назначения, оставаясь на положении студента. На первых порах ему было поручено привести в порядок большую минералогическую коллекцию академии и составить её каталог. В конце 1742 года Ломоносов стал адъюнктом физического класса.

3. Деятельность Ломоносова в период с 1741 по 1748 годы. Академическими чиновниками-иностранцами молодой адъюнкт был встречен неприязненно, и его работа в академии стала непрерывной и ожесточенной борьбой с “неприятелями наук российских” за честь и достоинство русской науки, за русские научные кадры. В это время он начал работать над книгами: “Первые основания металлургии и рудных дел”, “Руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия”. Одновременно он писал несколько диссертаций: “О нечувствительных частицах”, “О действии химических растворителей”, “О металлическом блеске” и других. Все эти большей частью теоретические диссертации представляют огромный историко-научный интерес. Молодой Ломоносов ясно осознавал, что некоторые вопросы, затронутые в диссертациях, нуждаются в экспериментальной проверке в хорошо оборудованной химической лаборатории. Но академия наук не выделяла средств на постройку лаборатории.

Всесильный управитель Академии наук того времени Шумахер всячески противился продвижению Ломоносова. В 1745 году собрание академии признало, что Ломоносов вполне достоин профессорского звания, что было в то время равносильно званию академика. И.Д. Шумахер был против этого решения и тайком от академиков отправил диссертацию Ломоносова на отзыв знаменитому математику Л. Эйлеру, жившему в Берлине, в надежде получить отрицательный отзыв. Но отзыв Эйлер прислал блестящий: “Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо они изъясняют физические и химические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны… Я должен отдать справедливость Ломоносову, что он одарен самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов.” После этого Ломоносов был избран академиком.. Перед ним открылись широкие перспективы. В 1748 году он добился средств на постройку лаборатории. В лаборатории, оснащенной широким набором реактивов (около 500 наименований), Ломоносов проводил работы по стекловарению, получению цветных стекол, изготовлению красок из отечественного сырья, обжигу металлов

4. Научные основы стеклоделия в трудах М.В. Ломоносова. Ломоносов был первым в истории науки и техники, кто начал сознательно опираться на химию и пользоваться ею для развития стеклоделия и, в частности, для изучения свойств стёкол, получения новых стекол. В своём обширном химико-технологическом исследовании, состоявшем из многих серий лабораторных экспериментов и посвящённом изучению различных стёкол с различными свойствами и предназначенных для различного применения, Ломоносов преследовал две цели: выяснить влияние состава стекла, а также входящих в него отдельных компонентов, на его свойства; научиться изготавливать стёкла с заранее заданными свойствами.

В исследовательских работах Ломоносова по синтезу стёкол красной нитью проходит та основная мысль, что свойства стёкол и, в частности, их цвет должны рассматриваться как функция их химического состава. Ломоносов видел, что количественные изменения в составе стёкол дают существенные качественные изменения в них. Поэтому он придавал большое значение точному отвешиванию составных частей стекольной шихты.

Известно, что Ломоносов произвёл на протяжении почти трёх с половиной лет (1749-1752) 2184 опытных плавки стекла, а на протяжении всей своей жизни он сделал больше 4000 опытов. Постановка большого числа опытных плавок требовала надлежащей организации исследовательской работы. В связи с этим он разработал такие экспериментальные методы, которые позволили ему: вести большое число опытов одновременно; проводить их в одинаковых условиях температуры, газовой среды и продолжительности; затрачивать при этом минимальное количество исходных сырьевых материалов.

С особым интересом занимался Ломоносов химией и технологией цветных стёкол. Роль многих веществ в качестве красителей в технологии стекла была в его время известна. И Ломоносов приступил к синтетическим опытам по изучению влияния различных химических реагентов на цветность стекла. Ломоносов безгранично расширил палитру красителей и создал необычайно богатый набор стёкол разнообразных цветов и оттенков. И в этом у него не было ни предшественников, ни учителей.

Метод изготовления красителей и применение их в стекольных шихтах был разработан Ломоносовым, и приоритет в этой области принадлежит русской науке. Ломоносов не ограничивался обычными названиями цветов спектра, он стремился изобретать собственные, чтобы полнее охарактеризовать цвета и оттенки своих опытных стёкол.

В его распоряжении было большое количество образцов стёкол, окрашенных в различные цвета и оттенки. Ломоносов приступил к созданию “стеклотеки”- хранилища образцов стеклянных сплавов. Некоторая, весьма малая часть этих образцов до сих пор находится в Ломоносовском музее в С.- Петербурге.

Таким образом, в середине XVIII века в русской науке были заложены научные основы стеклоделия. Ломоносов по праву может быть назван основоположником научного стеклоделия.

5. Атомно-молекулярное учение, работы по физике и химии. Приступая к изложению научно-исследовательской деятельности М.В. Ломоносова в области физических наук, нужно, прежде всего, отметить две основные черты этой деятельности.

Первая состоит в том, что в основу всей своей научно-исследовательской деятельности в области физических, а также и химических наук Ломоносов положил определенный план. Сущность этого плана сводилась к решению основной задачи физики и химии, которая, по его мнению, заключалась в изучении "нечувствительных" физических частичек, их свойств и законов движений – их механики и построения на основе этой механики объяснения физических и химических явлений. Ломоносов старался построить полную картину физического мира.

Второй характерной чертой научно-исследовательской деятельности Ломоносова является стремление связать воедино не только теорию и практику в науке, т.е. теорию и эксперимент, но и теорию и практику в более широком смысле – связать науку с производством, промышленностью, экономикой и т.д.

Центральное место в творчестве Ломоносова как физика и химика занимает его учение о строении вещества. Великий ученый выступил страстным и убежденным защитником атомистики и обогатил её рядом новых идей. Прежде всего, М.В. Ломоносов развивал представление о том, что частицы материи существуют в двух формах: атом (по его терминологии – "элемент") и молекула, как некоторая замкнутая совокупность атомов (по его терминологии – "корпускула").

"Элемент, - писал Ломоносов, - есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее малую массу". М.В. Ломоносов применял атомизм к объяснению тепловых явлений, объяснял и свойства газов, развив, таким образом, кинетическую теорию газов.

Непосредственно из атомистических воззрений вытекала у Ломоносова идея о тесной связи химии с физикой. Именно Ломоносов стал основоположником совершенно новой для его времени науки – физической химии.

"Физическая химия – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях". Закладывая фундамент физической химии, Ломоносов первый среди своих современников начал глубоко и всесторонне изучать кинетику физико-химических процессов. В своих исследованиях ученый использовал несколько десятков новых приборов, которые сам изобрел или усовершенствовал.

Подлинной страстью Ломоносова была оптика. Причем оптические исследования ученого были всегда тесно связаны с его работами по химии. Из многочисленных трудов Ломоносова в области оптики большой интерес представляют, прежде всего, его работы, посвященные проектированию и изготовлению новых оптических приборов и инструментов. Первым оптическим прибором, изобретенным Ломоносовым в 1741 г. был "катоптрико-диоптрический зажигательный инструмент", предназначенный для получения "сильного огня", необходимого для проведения химических работ.

Позднее Ломоносов впервые в истории оптики создал специальную "ночезрительную трубу", посредством которой можно было ясно рассматривать в светлую ночь или сумерки "те вещи, которые простым глазом не видны". Считая свое изобретение чрезвычайно важным для практических целей, великий ученый до конца жизни неустанно работал над усовершенствованием своих ночезрительных труб.

Но после смерти Ломоносова идея ночезрительной трубы была надолго забыта. Лишь спустя 185 лет, в дни Великой Отечественной войны, замечательное изобретение нашего ученого получило свое применение в виде ночезрительных биноклей с большим увеличением. Этими приборами оснащались зенитные батареи, и когда вражеский самолет ночью попадал в лучи прожекторов, дальность действия последних при наблюдении за самолетом в ночезрительный бинокль увеличивалась примерно в полтора раза.

С деятельностью Ломоносова неразрывно связано возникновение и начальный этап развития в нашей стране науки об электричестве. Открытия, сделанные им в середине 18 века в этой совершенно новой для России области физических и технических знаний, явились важным этапом в развитии электростатики и в изучении атмосферного электричества.

Большой шаг вперед был сделан Ломоносовым в области метеорологии в России. Это был переход от простого накопления данных инструментальных наблюдений к их обобщению, к научному объяснению физических процессов, происходящих в воздушном океане и на подстилающей поверхности.

Ломоносов также занимался усовершенствованием и изобретением метеорологических приборов. Первым из изобретенных им был прибор, предназначенный для измерения скорости и направления ветра. Много лет работал Ломоносов над усовершенствованием термометра, создал специальный барометр для мореплавателей и др.

Принципиально важное значение для всего естествознания имел закон, названный Ломоносовым “всеобщим естественным законом”.

“Все перемены, в Натуре случающиеся, - писал ученый, - такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому; так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте, сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения; ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”

6. Астрономические исследования М.В. Ломоносова. (См. приложение 4)

7. Обзор событий жизни М.В. Ломоносова с 1750 по 1760 годы. Разрабатывая научные проблемы, Ломоносов не оставлял и своих литературных занятий. Он писал сатиры и эпиграммы, поэмы, оды, трагедии. Написал 2 трагедии: “Тамира и Селим” и “Демофонт”. В 1751 году вышла в свет первое собрание сочинений Ломоносова, в которое вошли его литературные произведения. В 1755 году Ломоносов закончил многолетний обширный труд – “Российскую грамматику”. Она выдержала 11 изданий на русском языке и была переведена на немецкий, французский и греческий языки.

В 1760 году была напечатана книга Ломоносова “Краткий российский летописец с родословием”, в ней описывались важнейшие деяния великих русских князей и царей до Петра 1 включительно.

Ломоносов заботился о распространении просвещения в России. В начале 50-х годов он предложил учредить в Москве университет, открытый для людей всех сословий, и разработал проекты его устава и внутреннего устройства. Указ об учреждении Московского университета был подписан 12 января 1755 года, в Татьянин день, а 26 апреля состоялось его торжественное публичное открытие. Но Ломоносова не пригласили на эту церемонию, и первым куратором университета стал Л.Л. Блюментрост.

В 1758 году Ломоносова назначили членом академической канцелярии и поручили ученому “особое смотрение за Академическим, Историческим и Географическим собраниями, а также Университетом и Гимназией”.

Гениальный русский ученый был выдающимся просветителем. Своей кипучей разносторонней деятельностью и глубоко демократическими взглядами на воспитание и образование он оказал огромное влияние на развитие русской школы и педагогики.

8. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова. ( См. приложение 5)

9. Мозаики М.В. Ломоносова. (См. приложение 6)

10. Последние годы жизни М. В. Ломоносова. В апреле 1760 года шведская академия наук избрала Ломоносова своим почетным членом. Между тем, здоровье ученого заметно ухудшается. С марта 1762 года он долго болеет, не выходит из дома, но продолжает заниматься делами.

30 июня 1762 года произошел дворцовый переворот. Российская корона от Петра ??? перешла к Екатерине ??. Прошение Ломоносова на имя императрицы об отставке действия не имело. Болезнь продолжалась все лето, и только в конце года Ломоносов вернулся в академию наук. В мае 1763 года Екатерина ?? неожиданно дала сенату указ о произведении Ломоносова в статские советники и об его отставке с половинным по смерть содержанием. Узнав об этом, ученый немедленно уехал в своё поместье. Недруги Ломоносова ликовали, но их радость была преждевременной. 13 мая императрица также неожиданно отозвала свой указ. Вскоре Ломоносов вернулся в Петербург. В октябре его избрали почетным членом Петербургской Академии художеств.

Как руководитель географического департамента Академии Наук Ломоносов предпринимал много усилий для составления атласа и других карт Русского государства. По составленному Ломоносовым проекту на поиск северного морского пути в 1765 году были отправлены экспедиции, которые возглавлял адмирал Чичагов. До последних дней жизни боролся Ломоносов с врагами русской культуры. “За то терплю, - писал он в своих заметках, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали свое достоинство… Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют”.

7 июня 1764 года Ломоносова на дому посетила Екатерина ??. Причиной этого визита послужило избрание его почетным членом Болонской Академии Наук.

В конце 1764 и начале 1765 года Ломоносов продолжает работать над “Историей государства Российского”. В середине марта Ломоносов сильно простудился, ему становилось все хуже и хуже, и 4 апреля 1765 года ученый умер. Незадолго до смерти в полном сознании по свидетельству академика Штелина, Ломоносов сказал ему: “Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной”.

Ломоносов был похоронен при огромном стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. На могиле великого мыслителя граф Воронцов поставил памятник из белого мрамора.

Ведущий:

Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. И как писал академик С.И. Вавилов: “Только теперь, спустя 2,5 века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырём науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, географии, языкознания и истории достойно было бы деятельности целой академии”.

И завершить наши сегодняшние Ломоносовские чтения хочется словами Некрасова:

…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Там уж поприще широко –
Знай работай, да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай,-
Столько добрых, благородных
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


x