Цели: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения.
Оборудование: презентация Microsoft Point, формулы цветков растений разных семейств, ребусы, карточки – схемы, чудо – растение, гороскопы, музыка – караоке “Малиновка”, демонстрационный материал по биологии. Растения. Л.Н.Дорохина, А.М.Розенштейн. – М: Просвещение.1990
В качестве заставки к уроку демонстрируются слайды с изображением растений № 2 – 13 (приложение 1 – презентация Microsoft Point).
Учитель:
“Ребята, наш урок посвящается расставанию с удивительной наукой Ботаникой. Сегодня вам предстоит ответить на все вопросы и задания, которые она вам предложит. На это время все мы станем жителями “Царства Ботаники”, которая созывает сегодня “Совет Юных Ботаников”. На наш праздник пришла одна из принцесс этого царства – Флора.
Входит Флора (девочка в платье, украшенном цветами и в веночке из цветов. В руках комнатное растение, а на нем висят подарки – задания, присланные из известных и популярных в стране передач).
Флора: “Я – принцесса Царства Ботаники повелеваю:
Символом нашего урока будет чудо – растение, на нем висят подарки – задания из известных популярных передач”, – [1].
(За неделю до урока класс делится на 2команды. Каждой команде необходимо придумать название, эмблему).
Каждая команда дает название и защищает эмблему.
Учитель: В ходе игры вы будете зарабатывать “флоринки”.
Команда, которая не сможет ответить на вопрос, дается право ответить команде– сопернице.
Команды по очереди подходят к чуду-растению, выбирают подарок-задание.
Для выполнения этого задания физическая сила не потребуется, но быстрота и знание признаков растений семейств отдела Покрытосеменных – обязательны.
Из имеющихся на столе карточек выбрать:
Учащиеся каждой команды по очереди подбегают к столу, выбирают карточку и вывешивают на доску.
Отгадать ребусы, в которых зашифрованы названия растений. Назвать семейство.
(Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М: “Аст-Пресс”, 1999)
Каждому игроку выдается карточка – схема, в которой допущена ошибка.
Задание: найти ошибку, записать правильно.
Карточка №1 | Карточка №2 |
Царство: Растения | Царство: Растения |
Отдел: Водоросли | Отдел: Голосеменные |
Класс: Двудольные | Класс: Двудольные |
Семейство: Сложноцветные | Семейство: Лилейные |
Род: Ромашка | Род: Лук посевной |
Вид: Ромашка пахучая | Вид: Лук |
Карточка №3 | Карточка №4 |
Царство: Растения | Царство: Растения |
Отдел: Покрытосеменные | Отдел: Папоротниковидные |
Класс: Однодольные | Класс: Двудольные |
Семейство: Бобовые | Семейство: Розоцветные |
Род: клевер луговой | Род: редька |
Вид: клевер | Вид: редька дикая |
Карточка №5 | |
Царство: Растения | |
Отдел: Цветковые | |
Класс: Двудольные | |
Семейство: Злаковые | |
Род: яблоня домашняя | |
Вид: яблоня |
Проверяются выполненные задания по слайдам Приложение 1. №14-18
Ответить на вопросы:
Звучит мелодия песни “Малиновка”, учащиеся поют песню.
“Ботаники закончится урок
Впервые необычно, без задания,
Пыльца, тычинка, пестик, лепесток-
Такие надоевшие названия.Припев:
Ботаники час розовый,
Останься в декабре,
Как тонкий лист березовый
В забытом букваре.Уроки шли неведомо куда,
Нам знаний мир огромный открывали.
Мы Солнце брали в руки без труда,
Когда рябины кисть в руках держали.Припев:
А у природы есть всему свой срок,
Пора весны и бурного цветения.
Ботаники не кончится урок,
Жизнь будет ее вечным продолжением.Припев:
Задание: соотнести фотографии растений и их названия. Что объединяет эти растения?
Приложение 1. Слайд №19,20.
В конце урока подсчитывается количество заработанных “флоринок”. В качестве подарков каждому игроку выдается цветочный гороскоп.
Литература