Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Использование современных технологий обучения иностранному языку в лингвокультурном контексте

Добавлено: 2015.03.23
Просмотров: 345

Гарбар Ольга Викторовна, учитель английского языка

За последние несколько лет российская система образования, и в особенности система обучения в школе, претерпела существенные изменения. Отныне во главу угла ставится личность ребенка, его интересы, склонности, навыки, а учитель же играет роль помощника, призванного направить ученика, помочь ему достичь целей, необходимых именно для него как личности, то есть обучение стало носить преимущественно личностно-ориентированный характер. В связи с этим, перед современным учителем встает довольно сложная, комплексная задача – применить собственные навыки межкультурной адаптации таким образом, чтобы знание языка и культуры другой страны стало личной целью каждого из учеников. Учитывая произошедшие изменения в процессе обучения в целом, а также важность поставленной задачи, ведущими педагогами современности были разработаны новые технологии обучения иностранным языкам в средней школе. Наиболее популярными из них являются обучение в сотрудничестве, метод проектов и тандем-метод.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) основано на изучении языка в группе и разработано тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесоты (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния [4]. В нашей стране проблемами коллективного метода обучения занимался В.К.Дьяченко, который и ввел этот термин. Данная образовательная технология целиком и полностью зависит от уровня лингвокультурной компетенции учителя, поскольку главной ее идеей является создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях и, следовательно, привлечение внимания и мотивация к познанию новой культуры и нового языка. При обучении в сотрудничестве уровень языковых и неязыковых знаний учащегося напрямую зависит от того, насколько хорошо учителю удалось создать инокультурную и иноязычную ситуацию и организовать совместную деятельность учеников на занятии.

Цель обучения в сотрудничестве: получение новых знаний в процессе активной коммуникации и решения учебных проблем и ситуаций.

Задачи обучения в сотрудничестве: 1) формирование коммуникативных умений; 2) социализация; 3) овладение новыми лингвокультурными знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития с целью их дальнейшего использования в реальных жизненных ситуациях; 4) раскрытие творческого потенциала ученика; 5) формирование мотивации к дальнейшей активной работе по предмету.

Процесс использования данной технологии заключается в следующих этапах:

1) учитель делит класс на группы примерно по 4-5 человек и дает каждой из групп одно общее задание (какую-либо ситуацию на обсуждение, где у каждого участника группы своя роль);

2) каждый ученик выполняет конкретно стоящую перед ним задачу, затем выносит ее на обсуждение группы;

3) затем группа формирует общий план решения поставленной учебной задачи, основываясь на результатах, достигнутых каждым индивидуально;

4) учитель определяет степень правильности выполнения задания и ставит оценку за проделанную работу не индивидуально, а всей группе.

Процесс обучения при использовании такой технологии характеризуется следующими чертами:

1) участие в процессе обучения каждого ученика;

2) социализация;

3) общение;

4) рефлексия;

5) взаимодействие для саморазвития

6) быстрое усвоение новой инокультурной и иноязычной информации.

Эта технология позволяет каждому из учеников почувствовать не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач и за свои ошибки, поскольку осуществляя часть своей работы индивидуально, ученик делает вклад в работу всей группы, от которой зависит общий результат их взаимодействия. Также одной из отличительных особенностей этой технологии является тот факт, что группа учеников обязательно формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые ученики: тот, который слабее и которому не хватает времени или личностных качеств для овладения учебным материалом, научится у сильного, быстро схватывающего новую информацию и с наименьшими трудностями решающего учебные задачи [3]. Таким образом, реализуется принцип “обучая - учусь”. Одним из явных плюсов этого метода является также возможность учиться вместе, то есть ученики не получают новые знания в готовом виде, а продуцируют их, решив ту или иную учебную задачу. Также, при грамотной организации сотрудничества учеников и обладая достаточно высоким уровнем лингвокультурной адаптации, учитель может создать инокультурную атмосферу, благоприятную для: 1) понимания жизненного уклада, традиций, обычаев страны изучаемого языка, 2)формирования положительного и уважительного отношения к ее языку и культуре, 3) высокой мотивации ученика к их дальнейшему познанию и позитивному восприятию. Все вышеперечисленные пункты позволяют сделать вывод о высокой эффективности данной технологии, поскольку: 1) учиться вместе легче и интереснее; 2) это позволяет быстрее запомнить большее количество материала, поскольку учебная ситуация затрагивает личные интересы и предпочтения учащихся и, основываясь на уже имеющихся знаниях, ученик легче усваивает новую информацию; 3) у ученика формируется собственное мнение относительно обсуждаемой темы и появляется возможность узнать мнение других, что актуализирует интерес к учебному предмету и его дальнейшую мотивированность к обучению.

Обучение в сотрудничестве давно и успешно применяется в средней школе по всему миру. Однако, следует заметить, что наиболее подходящим возрастом учащихся для ее внедрения является 11-18 лет, поскольку она предполагает наличие у ученика хотя бы минимальных знаний касательно предмета обсуждения и возможность учеников учиться друг у друга, что невозможно в младших классах школы, так как здесь дети получают эти самые базовые знания. В средней и старшей школе можно использовать следующие формы обучения в рамках рассматриваемой технологии:

В 5-8 классах это могут быть праздники (Рождество, День Св. Валентина, День благодарения, Хеллоуин и др.); игры (настольные, ролевые, подвижные, интеллектуальные); викторины, КВН.

В 9-11 классах самыми интересными формами урока являются: пресс-конференция (“Молодежные субкультуры”, “Система образования США/Великобритании), диспут (“Спорт: за или против”, “Как выглядеть привлекательно?”), ярмарка (здоровой продукции, профессий, изобретений и т.д.), конкурс (стихов, проектов, переводчиков, газет).

К обучению в сотрудничестве можно отнести следующие педагогические методы:

1) кооперативное обучение;

2) проблемное обучение;

3) проектное обучение.

Кооперативное обучение - это самая общая из технологий, так как полностью отражает структуру технологии обучение в сотрудничестве. Оно включает в себя совместную работу учеников, объединяющих свои усилия для решения общей задачи, при этом каждый кооперирующийся выполняет свою конкретную часть работы. Впоследствии учащиеся обмениваются полученными знаниями. Примером подобной технологии может служить “метод пилы”, разработанный профессором Элиотом Аронсоном в 1978 г. Учеников делят на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, разделенным на смысловые блоки. Каждый участник находит материал по своей части. Далее учащиеся, занимающиеся исследованием одного и того же вопроса, но относящиеся к разным группам, встречаются для обмена информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются к своим группам и обучают остальных всему новому, что узнали сами. Те, в свою очередь, докладывают о собственной части задания (словно зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех блоков и узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих коллег по группе, учителю нет необходимости делать какие-либо дополнительные усилия со своей стороны. Учащиеся лично заинтересованы, чтобы их одногруппники и одноклассники добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Каждый в отдельности и вся команда в целом отчитывается по всей теме. В заключение учитель может попросить любого ученика команды ответить на какой-либо вопрос по заданной теме.

Проблемное обучение – это обучение, при котором в процессе решения проблемных ситуаций происходит усвоение содержания материала. В данном типе обучения усвоение готовых выводов науки сочетается с систематической поисковой деятельностью учащихся. Ученикам предлагается проблемная ситуация, которую они решают всей группой. Выделяются следующие этапы решения проблемы: 1) учащиеся обсуждают уже имеющиеся данные; 2) пытаются понять, что они еще не знают и что им необходимо узнать, чтобы решить проблему.

Одним из методов, относящимся к проблемному обучению, является эвристический метод. Его суть заключается в том, что путем ряда вопросов учащегося как бы наводят на решение поставленной проблемы. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только узнать, что заучил ученик, но и помочь проявиться в нем способности комбинировать имеющиеся данные. Эвристический метод наиболее эффективен в предметах, требующих дедукции и напряжения мысли.

Проектное обучение – это метод, который позволяет строить учебный процесс с учетом интересов учеников, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным и проблемным обучением. Результатом совместной групповой деятельности учащихся выступает не просто получение новых знаний, но и создание какого-либо учебного продукта, материального результата совместного труда, что ведет к быстрому и качественному усвоению лингвокультурной информации.

Эта технология была разработана в двадцатые годы XX века в США на основе философии Джона Дьюи, считавшего, что обучение должно быть активным и учитывающим способности и интересы ученика. Актуализация интереса к проектной технологии произошла после выхода в свет в 1918 году статьи американского педагога В. Килпатрика, где он определяет сущность этой технологии как “от души выполняемый замысел” [2]. В нашей стране этот метод был широко известен с 1905 года, его разработкой занимались такие выдающиеся педагоги, как С. Т. Шацкий и Н. К. Крупская, но с 30-х гг. он был признан чуждым советской школе и не использовался до 90-х гг. Разработкой современной версии этой технологии занималась Е. С. Полат. По ее утверждению, эта технология – “суть развивающего, личностно-ориентированного обучения”.

Проектная технология основана на моделировании социального взаимодействия в учебной группе во время занятий; при этом каждый из учащихся выполняет отдельную социальную роль, реализуя ее при решении различных проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Учебный проект представляет собой самостоятельную деятельность ученика, носящую исследовательский характер и имеющую как учебную, так и научно-практическую значимость. Таким образом, у ученика появляется личностная заинтересованность в создании проекта и мотивация.

В основе данной технологии лежит развитие умений учащихся самостоятельно формировать свои знания; развитие их познавательных навыков и способности ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления и мотивации к познанию новой культурной информации, связанной со страной изучаемого языка.

Обязательными составляющими данной технологии являются:

1) наличие задачи или проблемы, интересной в исследовательском и творческом плане и требующей научного поиска ее решения;

2) самостоятельная деятельность учеников (как в составе небольшой группы, так и в целом классе или учебном заведении);

3) различные типы координации деятельности учащихся – открытая и скрытая;

4) предметно-содержательная сторона проекта – монопроект (одна ситуация общения и предмет), межпредметный проект (разные предметы ситуации общения);

5) наличие четкой структуры содержательной части проекта;

6) использование различных исследовательских методов;

7) доминирующие виды деятельности – ролево-игровой, информационный, проектно-ориентировочный;

8) теоретическая, познавательная и практическая значимость планируемых результатов;

9) четкие временные границы выполнения проекта: краткосрочный/ долгосрочный.

Цель проектной технологии заключается в формировании и развитии интеллектуальных умений, связанных с творческим и критическим мышлением.

Задачи проектной технологии:

1) формирование мотивации к познанию и интереса к изучаемому языку как к учебному предмету и необходимой составляющей жизни в современном обществе, а также к стране изучаемого языка и ее культуре;

2) организация самостоятельной – индивидуальной, групповой – деятельности учеников;

3) решение важной для учебы и реальной жизни проблемы;

4) интегрирование навыков, знаний и умений из различных областей техники, науки, творчества и т.д.

5) развитие логического, аналитического и ассоциативного мышления;

6) вовлечение ученика во все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) [5].

Реализация проектной технологии ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской, познавательной деятельности учащихся.

По окончании подготовки проекта нужно получить конкретные результаты, то есть, готовые к внедрению. Результатами проекта могут быть стенгазета, реферат, доклад или другие наглядные материалы.

Работа над методом проектов делится на следующие этапы:

1) Учитель выбирает тему, тип проекта, определяет количество участников группы;

2) Затем он обдумывает проблемы, которые важно рассмотреть в рамках намеченной темы, и помогает ученикам их осознать и сформулировать;

3) Учитель ориентирует учеников на совместный выбор подходязих методов исследования, осуществление поиска информации, применение творческого подхода к работе;

4) Организуется промежуточное обсуждение полученных данных в группах на занятиях (при долгосрочном проекте);

5) Проводится предзащита проекта (иногда), где даются советы по окончательному оформлению результатов;

6) Защита проектов включает оппонирование, коллективное обсуждение, выводы, результаты внешней оценки.

Защита проекта имеет определенный сценарий:

1) обозначение проблемы;

2) защита своей гипотезы;

3) вывод;

4) ответы на вопросы (дискуссия).

Эффективность данной технологии для всех возрастов учащихся доказана в работах целой плеяды известных российских педагогов. В частности, Е.С. Полат говорила, что проектная технология может использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе. В младших классах на занятиях по иностранному языку такие проекты могут быть использованы для повторения букв алфавита (продукт – книжка об алфавите), повторения лексики по теме (например, “животные”) и развития орфографических навыков (продукт – кроссворд), развития творческих способностей (организация выставки творческих работ учащихся), формирования умения подписывать поздравительную открытку (продукт – открытка) и т.д. Таким образом, проектная технология может быть применена для обучаемых любого возраста в силу исследовательского характера работы, высокой степени наглядности преподносимого материала, самостоятельности выполнения проекта, а также активному обсуждению и наличию четких, зачастую материальных результатов.

Тандем-метод – это технология, которая, в отличие от метода проектов и обучения в сотрудничестве, основана на автономном изучении иностранного языка. Однако, возникла она в ходе немецко-французских встреч молодежи в 60-х гг. ХХ в. в Германии.

Тандем-метод – это изучение иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре.

Существуют следующие формы работы по данной технологии:

1) Индивидуальная: участники тандема подбираются специальными центрами в зависимости от индивидуальных предпочтений обучающихся;

2) коллективная: включает посещение языковых курсов и носит осознанный и дидактически управляемый характер.

Главным принципом и целью тандем-метода является изучение языка и культуры партнера.

Согласно поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Знакомство с личностью партнера;

2) Знакомство с культурой страны изучаемого языка;

3) Получение интересующей информации по различным областям знаний;

4) Осуществление реального или виртуального общения.

В основе данного метода лежат следующие принципы:

1) принцип обоюдности (каждый участник получает равную пользу от коммуникации);

2) принцип автономности (каждый из участников самостоятельно отбирает материалы и способы обучения, а также сам отвечает за результат обучения).

Процесс использования данной технологии заключается в следующих этапах (при коллективной форме тандем-метода):

1) Создание групп тандема;

2) Общение в тандеме;

3) Этап презентации (каждый тандем представляет результаты проделанной работы: презентация сначала на одном языке, потом на другом).

Процесс обучения при использовании такой технологии

характеризуется следующими особенностями:

1) новая роль преподавателя (при коллективной форме тандем-метода): он определяет рамки учебного процесса и создает соответствующую учебную атмосферу, таким образом мотивируя дальнейшую познавательную деятельность иностранного языка и культуры; наблюдает за соблюдением паритета обоих языков; активизирует общение; дает рекомендации; наблюдает за процессом общения;

2) гетерогенность групп: участники тандема исходят из индивидуального, реального уровня партнера; общение в тандеме происходит всегда между двумя партнерами, а не между преподавателем и группой [1].

Эффективность данной технологии изучена и описана учеными и профессорами всего мира. Например, детальное описание тандем-методу дал доктор педагогических наук, профессор Института международных экономических связей в г. Айзенштадт, Австрия А.Л. Бердичевский. В своих научных статьях он пишет об итогах успешного использования тандем-метода при обучении студентов иностранному языку. Данная возрастная группа наиболее сознательна в плане обучения и легко вступает в личностный и межкультурный контакт с партнером.

Однако это отнюдь не значит, что тандем-метод неэффективен в средней школе. Напротив, он может послужить основой для приобщения к иностранному языку и культуре детей дошкольного возраста, поскольку сейчас для этой возрастной группы работа с компьютером и компьютерными играми становятся распространенными видами проведения досуга.

Тандем-метод может также быть помощником в изучении иностранного языка на последующих этапах школьного обучения, поскольку обеспечивает возможность безграничного общения посредством сети Интернет.

Обучение в сотрудничестве, проектная технология, тандем-метод являются новейшими технологиями школьного обучения и служат единой цели: сделать так, чтобы изучение иностранного языка отвечало личным интересам каждого ученика и помогало ему достигать поставленных целей в жизни. Высокий уровень лингвокультурной адаптации учителя обеспечивает высокую мотивацию ученика к усвоению инокультурного и иноязычного материала. Пользуясь навыками лингвокультурной компетенции, учитель создает на уроке атмосферу, способствующую быстрому и качественному восприятию новой информации учеником. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в меняющихся условиях современного школьного образования в России лингвокультурная адаптация учителя играет первостепенную роль в обучении иностранному языку. Наличие высокого уровня лингвокультурной компетенции у учителя совместно с применением современных технологий позволяют достичь максимальных результатов обучения иностранному языку в средней школе.

Список литературы

  1. Бердичевский А.Л. Вдвоем все-таки лучше! Обучение межкультурному общению с использованием метода тандема.- М.: МК-Периодика, 2008.- С.5.
  2. Буйко Т.Н., Кашлев С.С. Метод проектов: научно-методический сборник.- Минск: Хуманитас, 2007. – С.39.
  3. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. – Минск: ТетраСистемс, 2007.- С.107.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: ACADEMIA, 1999. - С. 18.
  5. Федорова Л.М., Рязанцева Т.И. Современные теории и методики обучения иностранным языкам.- М.: Экзамен, 2004.- С. 258.