В современной общенаучной трактовке проблемы развития творческой личности активно проявляется смещение акцента в сторону творческого саморазвития, т. к. личность должна быть готова не только к накоплению новых знаний, но и к их самостоятельному поиску, а также (при необходимости) и к смене устаревших взглядов. Идея переориентации образования в данном направлении находит отражение и в Законе “Об образовании”, и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Поиск новых направлений в работе учителя связан с осознанием возросших требований к умственной деятельности учащихся. В наше бизнес-ориентированное время, время деловой активности, огромное значение приобретают умения социально адекватного функционирования с использованием компьютерных технологий и технических новинок. С одной стороны, требования социального заказа подразумевают опору на различные дисциплины гуманитарного и технического профиля, с другой стороны, более широкий спектр учебных предметов, который может считаться необходимым в будущей профессиональной деятельности, обусловливает все большее напряжение учащихся и вызывает перегрузки и стресс.
Снижение нагрузок и предотвращение умственного перенапряжения может быть обеспечено, во-первых, за счет рациональной организации обучения, то есть за счет включения декларативно приобретаемых знаний в практическую деятельность учащихся; во-вторых, за счет постановки задач, мотивирующих их к самостоятельному поиску и усвоению материала, а именно посредством усиления творческого компонента заданий, и, в-третьих, посредством преодоления однобокости саморазвития: развитие умственных сил должно происходить параллельно с развитием и укреплением физических сил организма.
Одним из примеров заданий, отвечающих поставленным требованиям, являются междисциплинарные проекты, и в частности, такая их разновидность, как проекты мультимедийные. В настоящее время московские школьники практически не имеют проблем с доступом к компьютерам и интернету, широко пользуются возможностями всемирной сети и достаточно хорошо разбираются в программах для подготовки презентаций. Как показывает опыт, использование учащимися мультимедийных средств не только повышает их мотивацию к обучению, но и развивает умения поиска, структурирования и устной презентации материала. Кроме того, подобная работа также формирует социальную компетенцию учащихся, ориентируя их на особенности социального поведения во время презентации докладов, а также во время диспутов после их прочтения. Так, например, в рамках предметных недель в школе № 506 г. Москвы старшеклассники самостоятельно подготовили большое количество междисциплинарных работ по самым различным темам (от космических исследований до русской классики и истории, мониторинг физического развития школьников), которые были представлены различным классам и вызвали большой интерес как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
Возвращаясь к заявленной выше проблеме умственных перегрузок, которые, по мнению врачей, все чаще становятся причиной ухудшения здоровья современных школьников, следует сказать, что предотвращение нервных срывов в немалой степени зависит от умения чередовать и правильно дозировать умственные и физические нагрузки, а также от следования здоровому образу жизни. Не случайно в последнее время уроки физкультуры предусматривают не только практические упражнения на развитие силы, ловкости, быстроты и гибкости, но и пятиминутки теории, призванные повысить сознательность учащихся в вопросах поддержания собственного здоровья и обеспечения оптимальных условий функционирования организма.
В целом, ставя перед собой и учащимися задачу формирования способности к саморазвитию и готовности к непрерывному обучению, современная школа должна обеспечить условия для подобного саморазвития, с одной стороны, используя технические новинки и передовые педагогические и методические технологии, а с другой стороны, вооружив школьников знаниями о рациональном обучении, о нелекарственных способах противодействия стрессу при эффективном сочетании умственных и физических нагрузок.
Работа на компьютере, к сожалению, влияет на зрение, на осанку, поэтому для учителей необходимо разработать комплексы упражнений, которые должны прерывать урок, чтобы восстановить правильное кровообращение и снять усталость.
Современная школа должна в первую очередь выпустить здоровых, закаленных, способных к дальнейшему обучению детей.
На уроках проводятся физкультминутки. Например, на уроке русского языка выполняются стандартные упражнения: руки вдоль туловища, на пояс, на плечи, вверх и выдох. Прыжки на месте, ноги на ширину плеч и вместе. Для восстановления работы мозговых клеток выполняются вращения головой(встаньте прямо, шею расслабьте, голову опустите на грудь. Очень легко и медленно, без напряжения, словно описывая полукруг, проведите голову по груди, от левого плеча к правому и обратно, “перекатите на спину, и повторите все, запрокинув голову, сделайте 5-8 круговых движений).
Для позвоночника полезны потягивания с захватом рук сзади, одна рука сверху, качели. (Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Подбородок слегка приподнимите, смотрите перед собой. Кисти рук положите на плечи, локти отведите назад до упора. Выдвиньте правое плечо вперед, а левое назад, поменяйте положение несколько раз) и т. д.
А вслух говорится:
В зависимости от класса и от темы проверочной работы учитель подбирает тексты и физические упражнения, используя для этого пособия по физическому воспитанию.