Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок технологии по теме: Народный костюм как первоисточник для создания коллекции современной одежды

Добавлено: 2015.03.21
Просмотров: 280

Верховодова Рита Александровна, старший преподаватель

У русской национальной одежды — многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Праздничный и повседневный.

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: с понёвой, с сарафаном, с юбкой-андараком, с кубельком.

Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.

Иногда приходится слышать, что в одежде, обуви все решает такой фактор, как мода. Да, мода является регулятором понимания красоты костюма в связи со временем. Вместе с тем, сегодня, когда мода становится стабильнее и изменяется, в основном, в отдельных нюансах.

Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. В течение веков вырабатывались определенные приемы композиционного решения и расположения декора на одежде. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы русского народного костюма.

Особую выразительность, удивительное звучание русскому народному костюму придает специфическое декорирование его. Особенности материала, способы ношения отдельных элементов костюма и сочетание их в единый ансамбль, декоративное решение наделяли костюм глубоко национальным своеобразием, которое отличает русский костюм от костюма других славянских народов при их исторической общности.

Существенная черта русского народного костюма - гармония полезного и красивого, сочетание практической целесообразности вещи с привлекательностью ее внешнего облика. Каждая вещь имела удобную и целесообразную форму и, вместе с тем, художественную выразительность, образную форму. Природный вкус и удивительное чувство меры позволяли мастерам находить равновесие целого и частного в построении композиции, формы, не загружая костюм ненужными деталями.

Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма для современного специалиста является примером дизайнерского подхода к созданию модели и коллекций.

Для выполнения коллективного творческого дела на уроках технологии мы выбрали тему “Использование традиций русского народного костюма при создании коллекции современной одежды”. Это было сделано не случайно, поскольку изучение и сохранение народного искусства, которое развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, является важнейший средством воспитания школьников. На уроках технологии в рамках регионального компонента учащиеся изучают русский народный костюм. Они знакомятся с кроем, цветовой гаммой, орнаментом костюма, приемами украшения.

Что может послужить источником для вдохновения отправной точкой для создания новых образов в костюме? Эта могут быть произведения архитектуры, предметы материальной культуры, музыка, природа, события, народные и исторические костюмы различных стран. Невозможно точно объяснить чудо рождения новой идеи. У каждого творца свой путь к созданию образа.

Что может послужить источником для вдохновения отправной точкой для создания новых образов в костюме? Эта могут быть произведения архитектуры, предметы материальной культуры, музыка, природа, события, народные и исторические костюмы различных стран. Невозможно точно объяснить чудо рождения новой идеи. У каждого творца свой путь к созданию образа.

Полученные ученицами знания и умения использовались при создании коллекции народных костюмов.

Работа проходила в несколько этапов.

Вначале ученицы работали над созданием образа русской женщины, над тем, как воплотить в разрабатываемом ими костюме “русский дух” отечества в стародавние времена.

Дальнейшую работу можно разделить на несколько этапов:

1 этап — исследовательский. Ученицы изучают источник творчества посредством наблюдения, выполняет натурные зарисовки.

2 этап — аналитический. На этом этапе работы реальный образ трансформируется в условный, обобщенный, стилизованный. Происходит превращение натуралистической формы в декоративную. Выявляются характерные особенности: форма, пропорции, пластика, цвет, фактура. Создаются эскиз костюмов-образов. Здесь нет еще конкретной информации о форме и конструкции будущего костюма, но зато виден его образно-эмоциональный характер.

3 этап — эскизный. Эскиз костюма-образа перерабатывается в эскиз реального костюма. Графическую часть работы над созданием костюма начинают с выполнения форэскизов (быстрые зарисовки возникших образов, идеи, основные формы костюма).

Дальнейшее развитие и уточнение первоначальных идей происходит в творческом эскизе, детально проработанном и продуманном, отражающем найденный образ.

Следующий шаг — выполнение рабочего или технического эскиза, где изображена конструкция изделия, даны точные пропорции костюма в целом и каждого элемента в отдельности. Взяв за основу рабочий эскиз и опираясь на знания, полученные по конструктивному моделированию, создают комплект лекал, по которым производят раскрой и пошив изделия.

Подробнее остановимся на аналитическом этапе, как правило, самом интересном для учеников. Школьники выполняют эскизные разработки костюма-образа на тему, выбранную ими самими или заданную учителем. Стоит заметать, что многие ученики лучше моделируют и конструируют объемные формы, чем рисуют, так как при моделировании и конструировании объемных форм им легче соблюдать пропорции. В процессе работы над образом первоначальный замысел претерпевает некоторые изменения с точки зрения формы. В этом случае можно отказаться от эскизов в пользу объемной композиции.

Все этапы работы над созданием коллекции современной одежды с использованием традиций русского народного костюма отражены нами в презентации PowerPoint (см. Приложение.) Надеемся, что это поможет в работе учителям технологии.