Кроссворды относятся к такому типу познавательных игр как тренировочные дидактические игры. Целевым назначением этих игр является приобретение и закрепление знаний. Решение кроссвордов позволяет научить ребенка распознавать предметы по определенным признакам, устанавливать логические связи, знакомить детей с миром растений, животных, грибов, геологическими и географическими объектами, явлениями природы, сезонами. С целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии данное методическое пособие для решения и создания кроссвордов предлагает использование возможностей персонального компьютера. На рисунках представлены два кроссворда “Обитатели леса” и “Лесная курочка”. Цель данных игр - углубление и обобщение знаний детей о природных обитателях леса, их экологических взаимодействиях, связях с местами обитания. Кроссворды созданы в электронной таблице персонального компьютера с использованием возможностей логической функции ЕСЛИ и Примечания. В процессе отгадывания правильность введенной в ячейку кроссворда буквы можно проверить по расположенной рядом копии кроссворда. Если буква введена правильно, то в соответствующей ячейке копии кроссворда будет цифра 1, в противном случае в указанной ячейке появится цифра 0. На экране компьютера не видна еще одна копия кроссворда с правильно введенными ответами по вполне понятным причинам. Вопросы кроссворда предпочтительно поместить в Примечание – специальную надпись, появляющуюся при наведении курсора на первую из ячеек диапазона, куда вводится отгадываемое слово. Большое значение в повышении интереса учащихся к процессу решения кроссворда имеет оформление его дизайна. Для этого используются заливка, обрамление внешних и внутренних границ ячеек, цвет и начертание букв. Большой интерес у учащихся вызывает постепенно появляющаяся в процессе отгадывания кроссворда надпись под ним: “Вы выиграли!”, “Поздравляем!”, “Молодец!” или возникающее слово, несущее определённую информацию. Создание кроссворда также является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий.
4 | ||||||||||||||||||||||
м | 6 | |||||||||||||||||||||
3 | у | с | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | д | р | 5 | о | 7 | ||||||||||||||||
о | ш | я | а | н | с | ф | ||||||||||||||||
9 | л | и | с | т | в | е | н | н | и | ц | а | |||||||||||
е | п | е | е | з | а | а | ||||||||||||||||
н | о | л | й | а | 8 | е | л | ь | ||||||||||||||
ь | в | б | к | |||||||||||||||||||
н | у | а | ||||||||||||||||||||
и | д | |||||||||||||||||||||
к | к | |||||||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
1 | 6 | |||||||||||||||||||||
3 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 7 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||
1 | 1 | |||||||||||||||||||||
1 | 1 | |||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
В | ы | в | ы | и | г | р | а | л | и | ! |
Загадки к квадрослову "Лесная курочка" | ||||||||||||||||||
Желаем успеха! | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
Квадрослов - это игра со словами, как в кроссворде. Только угаданные слова здесь вписываются под номерами лишь в горизонтальных линейках. | ||||||||||||||||||
В левой вертикальной полоске квадрослова должно получиться название лесной курочки, а в правой - название сибирского города, центра Хакасии. | ||||||||||||||||||
Создание кроссворда в MS Excel
1. Создать кроссворд по образцу (поочерёдно выделять нужный диапазон ячеек строк создаваемого кроссворда и производить внешнее и внутреннее обрамление ячеек, используя команды “Формат – Ячейки – вкладка Граница”).
2. Заполнить ячейки кроссворда правильными ответами на вопросы.
3. Выделить диапазон ячеек таблицы, включающий созданный кроссворд.
4. Копировать.
5. Выделить на свободном месте таблицы ячейку будущего диапазона копии кроссворда.
6. Вставить.
7. Выполнить таким образом всего две копии кроссворда.
8. Выделить всю электронную таблицу (щелкнуть кнопку слева сверху от ячейки А1).
9. Формат – Столбец – Ширина.
10. Установить ширину столбца (например, 4).
11. OK.
12. Очистить ячейки таблиц первого и второго кроссвордов, оставив заполненными только ячейки третьего кроссворда.
13. Вставить необходимые номера в строки и столбцы всех трех кроссвордов.
14. На втором кроссворде задать в строках или столбцах формулы с использованием функции ЕСЛИ:
- выделить первую ячейку первой строки;
- ввести знак равенства;
- щелкнуть кнопку fx;
- выбрать функцию ЕСЛИ;
- ОК;
- ввести логическое выражение и условия в полях появившегося окна “Аргументы функции”:
((адрес 1ой ячейки 1ой строки 1го кроссворда =адресу 1ой ячейки 1ой строки 3го кроссворда);1;0).
Например: = ЕСЛИ ((Н1= АА1); 1; 0)
- ОК. (Для ввода в формулу адреса нужной ячейки достаточно щёлкнуть на ней левой кнопкой мыши).
15. Распространить формулу 1ой ячейки первой строки кроссворда №2 на необходимый диапазон ячеек первой строки или столбца в соответствии с длиной слова. Для этого выделить данную ячейку кроссворда и при нажатой левой клавише мыши переместиться в последнюю ячейку используемого диапазона.
16. Аналогичным образом задать формулы с функцией ЕСЛИ в остальных строках или столбцах кроссворда №2. Распространить формулы в диапазоне ячеек кроссворда. (Достаточно ввести в определённую ячейку кроссворда всего одну формулу с функцией ЕСЛИ, а затем распространить её на весь диапазон ячеек кроссворда).
17. Добавить в 1ый кроссворд Примечания с текстом вопросов к кроссворду:
1 | 2 | |||||||||||||
ж | о | 4 | ||||||||||||
3 | щ | у | к | а | с | ч | ||||||||
р | и | 6 | е | |||||||||||
5 | б | а | г | у | л | ь | н | и | к | р | ||||
в | а | о | ё | |||||||||||
7 | к | у | л | и | к | м | м | |||||||
ь | 8 | с | ф | а | г | н | у | м | ||||||
р | х | |||||||||||||
а | ||||||||||||||
Вопросы к кроссворду:
Используя функцию ЕСЛИ и адреса определённых ячеек 1го и 3го кроссвордов, можно в диапазоне ячеек за пределами кроссворда зашифровать победителю послание с какой-либо информацией, например: Вы выиграли! Молодец! Отлично! Поздравляем! Биосфера. Природа.