Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Растровое кодирование графической информации

Добавлено: 2015.03.16
Просмотров: 221

Пояскова Наталья Васильевна, учитель информатики

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова.-4-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 208 с.:ил.

Тема: Растровое кодирование графической информации.

Цель: сформировать представление учащихся по данной теме.

Задачи:

  1. Научить выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обратно. Провести компьютерный эксперимент в графическом редакторе Paint. Повторить материал по теме “Перевод из двоичной системы счисления и обратно.
  2. Развивать мышление, внимание, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес к уроку информатики, самостоятельность при выполнении задания.

Оборудование: проектор, карточки с рисунками, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Опрос домашнего задания.

Домашнее задание проверяется при выполнении карточек и 2 человека у доски.

Карточка № 1.

Перевести число 1409 из десятичной системы счисления в двоичную 1 способом.

Ответ:

- В начале воспроизведём числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048…

1409-1024=385

385-256=129

129-128=1

1409=1024+256+128+1=1*1024+0*512+1*256+1*128+0*64+0*32+0*16+0*8+0*4+0*2+1*1=101100000012

1409=101100000012

Карточка № 2 (за компьютером).

С помощью приложения Калькулятор перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно:

10000010002

14527

10100111112

145

5225

Ответ:

10000010002=520

14527=111000101111112

10100111112=671

145=100100012

5225=10100011010012

Карточка № 3.

Перевести число 1111012 в десятичную систему счисления 1 способом.

- В начале воспроизведём числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048…

1111012=1*1+0*2+1*4+1*8+1*16+1*32=61

Карточка № 4.

С помощью таблицы закодируйте слово “ИНФОРМАТИКА” в десятичном и двоичном коде.

Таблица 1

Символ Десятичный код Двоичный код Символ Десятичный код Двоичный код
Пробел 32 00100000 0 48 00110000
! 33 00100001 1 49 00110001
* 42 00101010 2 50 00110010
+ 43 00101011 3 51 00110011
, 44 00101100 4 52 00110100
- 45 00101101 5 53 00110101
. 46 00101110 6 54 00110110
/ 47 00101111 7 55 00110111
= 61 00111101 8 56 00111000
? 63 00111111 9 57 00111001
А 192 11000000 Р 208 11010000
Б 193 11000001 С 209 11010001
В 194 11000010 Т 210 11010010
Г 195 11000011 У 211 11010011
Д 196 11000100 Ф 212 11010100
Е 197 11000101 Х 213 11010101
Ж 198 11000110 Ц 214 11010110
З 199 11000111 Ч 215 11010111
И 200 11001000 Ш 216 11011000
Й 201 11001001 Щ 217 11011001
К 202 11001010 Ъ 218 11011010
Л 203 11001011 Ы 219 11011011
М 204 11001100 Ь 220 11011100
Н 205 11001101 Э 221 11011101
О 206 11001110 Ю 222 11011110
П 207 11001111 Я 223 11011111

Ответ:

200 205 212 206 208 204 192 210 200 202 192

11001000 11001101 11010100 11001110 11010000 11001100 11000000 11010010 11001000 11001010 11000000

- Выполнение задания у доски.

1) Перевести число 135 из десятичной системы счисления в двоичную 2 способом.

135:2 = 67 (ост. 1)

67:2 = 33 (ост.1)

33:2 = 16 (ост.1)

16:2 = 8 (ост.0)

8:2 = 4 (ост.0)

4:2 = 2 (ост.0)

2:2=1 (ост.0)

1:2=0 (ост.1)

135= 100001112

Перевести число 11111012 в десятичную систему счисления 2 способом.

11111012=((((((1*2+1)*2+1)*2+1)*2+1)*2+0)*2+1)=125

3. Объявление темы и постановка учебной задачи.

4. Объяснение нового материала.

(На протяжении всего объяснения используем Приложение 1)

- Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели (точки). Такой способ называется растровым кодированием.

Рассмотрим простую чёрно-белую картинку. Каждую пустую (белую) клеточку рисунка закодируем нулём, а закрашенную (серую) – единицей.

0000000000011100
1000000100000110
1100001100000011
1111111100000011
1101101100000011
1111111100000011
1111111111111110
0111111011111110
0001100011000110
0000000011000110
0000000111001110
0000000111001110

А теперь выполните задание самостоятельно.

00011000
01100110
01100110
10011001
10011001
01100110
01100110
00011000

Попробуем решить обратную задачу – восстановить рисунок по его коду, при чём код будет десятичным. Следовательно, сначала необходимо перевести в двоичный код по таблице 1, а затем только получить картинку.

195 11000011
198 11000110
220 11011100
240 11110000
248 11111000
206 11001110
195 11000011
195 11000011

На самостоятельное выполнение.

11111100
11111100
11000000
11000000
11111100
11001100
11001100
11111100

В рассмотренных примерах каждый пиксель кодировался 1 битом. При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков.

Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смещением взятых в определённой пропорции трёх основных цветов: красного, синего и зелёного.

На кодирование каждого из них чаще всего отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков цвета.

5. Компьютерный эксперимент.

I.

  1. Запустите графический редактор Paint и выполните команду (Палитра-Изменить палитру)
  2. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щёлкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана.
  3. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/Заливка.

II.

  1. Запустите графический редактор Paint, находящийся в группе программ Стандартные.
  2. Откройте рисунок.
  3. Выполните команду (Вид-Масштаб-Другой), в группе Варианты установите переключать 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза.
  4. Самостоятельно увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключатель 800%).
  5. Выполните команду (Вид-Масштаб-Показать сетку). Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из мелких квадратиков.
  6. Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок, перекрещивая отдельные области.
  7. Выполните команду (Вид-Масштаб-Обычный) и проследите за сделанными изменениями.
  8. Выйдите из программы.

6. Закрепление изученного материала.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

§1.3 (стр. 23-26), Р.Т. № 37-39 (стр.29-32).